Октябрьская железная дорога реализует на территории Ленинградской области ряд крупных инвестиционных проектов. Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов в интервью РИА Новости рассказал о возникших сложностях при реконструкции участка железной дороги Выборг - Каменногорск, о строительстве путепровода в Гатчине и о взаимоотношениях с регионом.
- В последнее время возникли некоторые разногласия между ОАО "РЖД" и Ленинградской областью, много обсуждаются взаимоотношения компании и региона, некоторые конфликты ваших интересов. Как Вы оцениваете роль железной дороги в этом значимом на северо-западе регионе?
Во-первых, однозначно могу сказать, что никакого конфликта нет! Ленинградская область - стратегический партнер для компании "Российские железные дороги". Сюда вкладываются наиболее крупные инвестиции компании, которые только за последние два года составили свыше 55 миллиардов рублей. Уверен, что области эти вложения крайне необходимы и важны, ведь они направлены на повышение качества обслуживания наших пассажиров - жителей региона, и находят отражение в экономическом благосостоянии Ленинградской области. На территории области реализуются крупнейшие государственные проекты. И эта политика будет продолжена в 2013 году. Кроме того, за прошедший год мы планируем перечислить 2,6 миллиарда рублей налоговых платежей в региональный и местные бюджеты, что на 47,7% больше по сравнению с 2011 годом.
Мы обновили пригородный пассажирский состав - пассажиры получили 10 современных электропоездов стоимостью 1,3 миллиарда рублей. Мы оборудовали 42 высокие пассажирские платформы пандусами для инвалидов-колясочников, открыли "умный" вокзал в Зеленогорске, на очереди - Кириши, построили новый жилой дом в Гатчине. Продолжаем поддерживать систему здравоохранения - у нас появились такие нужные региону отделения томографии и гемодиализа в железнодорожной больнице Волхова.
Таким образом, Ленинградская область для нас это не просто территория, на которой мы работаем, это наша земля. Здесь живут наши работники, и мы не отделяем себя от проблем этой земли. Для нас крайне важны отношения партнерства и взаимопонимания с правительством области. И со своей стороны мы делаем все, чтобы эти отношения развивались.
- На последнем совещании в правительстве Ленинградской области речь шла о том, что РЖД будет проектировать три путепровода на линии Выборг - Каменногорск. Возьмет ли компания на себя обязательства и по их строительству?
Что касается первой части вопроса, мы, действительно, готовы выполнить за свой счет проектирование трех автодорожных путепроводов на участке Выборг - Каменногорск и обеспечить вынос сетей ОАО "РЖД" из зоны строительства. Это наш шаг навстречу правительству Ленинградской области. При этом необходимо, чтобы были закрыты железнодорожные переезды. Но, что более важно, чтобы средства на строительство путепроводов своевременно были выделены из федерального и регионального бюджетов. И здесь многое зависит от подхода правительства области.
По второй части вопроса отмечу, что согласно статьям федерального закона об автомобильных дорогах строительство автодорожных путепроводов относится к компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления в зависимости от категории автомобильной дороги. Все пересечения, которые связаны с дорогами федерального значения, строятся за счет федерального бюджета, а пересечения с дорогами местного значения - за счет местного. Таким образом, ОАО "РЖД" не должно и не может за счет своего инвестиционного бюджета осуществлять строительство автомобильных путепроводов. Наше дело - железные дороги.Каждый должен исполнять обязанности в своей зоне ответственности.
Отмечу, что замена переездов автомобильными путепроводами для РЖД является несомненным приоритетом. Это обеспечивает как безопасность, так и комфорт гражданам. Именно поэтому, чтобы не затягивать решение этих вопросов, мы берем на себя проектирование путепроводов и вынос наших сетей.
В свою очередь, дело субъектов РФ, и в данном случае Ленинградской области, обратиться в федеральные органы за получением государственных субсидий на эти цели. Как мне известно, на совещании у полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Николая Винниченко принято решение обеспечить включение мероприятий по строительству путепроводов через железнодорожные участки Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород, Выборг - Каменногорск, Ручьи - Лосево в долгосрочную целевую программу "Совершенствование и развитие автомобильных дорог в Ленинградской области в 2009-2020 годах" с финансированием за счет областного бюджета. Аналогичное решение было принято и на заседании постоянной комиссии по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству Законодательного собрания Ленинградской области. Решения приняты, теперь их необходимо выполнять.
Эта работа очень важна, именно поэтому РЖД иногда делают такие шаги, как в данном конкретном случае - проектирование путепроводов, ведь без таких договоренностей, порой, можно зайти в тупик. А конструктивный диалог всегда ведет к эффективному результату.
- Как Вы подтвердили на недавнем совещании в правительстве Ленинградской области, ОАО "РЖД" было вынуждено приостановить реконструкцию линии Выборг - Каменногорск. Какие потери понесет дорога?
- Мы вынуждены были приостановить строительство по одному из титулов в рамках проекта. В итоге не были использованы инвестиции в размере свыше 4 миллиардов рублей. Они были переброшены на другие проекты компании в других регионах. В результате бюджеты всех уровней недополучили налогов, Ленинградская область недополучила рабочие места, а люди не заработали тех денег, которые могли бы заработать. Жители населенных пунктов, расположенных на протяжении трассы, не получили того, что могли бы и должны были получить - удобную и комфортную транспортную доступность, надежное энергоснабжение.
Также важно помнить о том, что приостановлена реализация важнейшего государственного инфраструктурного проекта, на который замкнуты не только интересы Ленинградской области, но и крупнейших грузоотправителей и грузополучателей. Речь идет об обеспечении грузооборота портов Высоцк и Приморск и выполнении международных обязательств Российской Федерации.
Камнем преткновения в данном вопросе остается строительство путепроводов. Говоря языком закона, на участке Выборг - Каменногорск сегодня работы временно приостановлены из-за представления Северо-Западной транспортной прокуратуры. Администрациями Выборгского и Приозерского районов не были организованы общественные слушания и не оформлена разрешительная документация на выделение в аренду земельных участков. В связи с приостановкой работ ОАО "РЖД" произведена корректировка лимита финансирования и объемов работ 2012 года. На сегодняшний день выполняются работы по доведению объектов инфраструктуры до требований норм и правил содержания, направленные на обеспечение безопасности движения поездов, жизни и здоровья людей, экологической безопасности. Реконструкция участка будет продолжена после получения положительного заключения Главгосэкспертизы России.
Проект реконструкции участка Выборг - Каменногорск учитывает интересы социально-экономического развития Выборгского района. Электрификация этого участка позволит усилить энергоснабжение населенных пунктов в этих районах, организовать пригородное движение поездов на направлении Санкт-Петербург - Сосново - Лосево - Каменногорск. Для удобства пассажиров при реконструкции участка Выборг - Каменногорск предусмотрено строительство и реконструкция 22 пассажирских платформ. Помимо этого планируется реконструкция путевого развития станций Выборг, Таммисуо, Каменногорск с использованием современного оборудования на объектах железнодорожной инфраструктуры, что улучшит работу по обеспечению потребностей промышленных предприятий в железнодорожных перевозках и будет способствовать увеличению объемов грузов в порты Высоцк и Приморск. Реализация проекта позволит увеличить сборы в местные бюджеты и сборы на ремонт дорог.
- И еще хотелось бы узнать, на какой стадии сейчас находится проект строительства путепровода в Гатчине?
Во исполнение своих обязательств о софинансировании строительства путепровода на улице Киевская в Гатчине в размере 20% "РЖД" завершает разработку проектно-сметной документации на путепровод и будет готово ее передать правительству Ленинградской области как заказчику строительства после заключения соответствующего соглашения, определяющего четкие условия и правовой механизм передачи.
В соответствии с ранее достигнутыми договоренностями для обеспечения пропуска автотранспорта на период строительства путепровода в створе улицы Киевской в Гатчине ОАО "РЖД" к 1 июля выполнило необходимые работы по обустройству временного железнодорожного переезда в створе улицы Старая дорога. Однако открытие временного переезда до сих пор сдерживается из-за того, что до настоящего времени не отремонтированы подходы к железнодорожному переезду (поручено комитету по дорожному хозяйству Ленобласти), вследствие чего не получено согласие управления ГИБДД на открытие переезда.
Решение об открытии временного железнодорожного переезда было принято на совещании под председательством полпреда президента РФ в СЗФО Николая Винниченко еще 21 февраля. Кроме того, вопрос запуска временного переезда в Гатчине неоднократно рассматривался в комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области с участием комитета по дорожному хозяйству, управления ГИБДД по Петербургу и Ленобласти и Гатчинского муниципалитета. Несмотря на принятые в ходе этих совещаний решения до сих пор вопрос остается открытым. Именно его мы будем закрывать в первую очередь. Кроме того, учитывая высокую социальную значимость данного вопроса, ОАО "РЖД" предприняло меры по сокращению времени закрытия для движения автотранспорта на переезде в створе улицы Киевской. По станции Гатчина - Товарная - Балтийская введены жесткие технологические перерывы движения поездов через переезд.
Хочу отметить, что для Октябрьской железной дороги нет запретных тем и неудобных вопросов. Мы считаем, что для того, чтобы вопросы решались, надо уметь договариваться, не забывая о рамках, в которых находится каждая из сторон, и интересах каждого. Ничего невозможного нет.