МОСКВА, 24 дек — Прайм. Россияне потратили 30 миллиардов рублей на подготовку к так и не состоявшемуся 21 декабря "концу света", подсчитали аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
По их мнению, возросли траты россиян на товары первой необходимости (свечи, соль, сахар-рафинад, гречка, упаковки сухого спирта, тушенку), лекарственные средства, в том числе сердечно-сосудистые препараты, аренду мест в бункерах, авиабилеты (зачастую в один конец, в том числе в Мексику), туристические путевки (предпочтительно подальше от России — Гоа и другие страны).
Кроме того, эксперты считают, что россияне дополнительно потратились в связи с "концом света" на парикмахерские и косметические услуги, включая средства по уходу за кожей, услуги бань, душевых и саун, курсы по подготовке к "концу света", услуги связи, кафе и рестораны ("погибать, так с музыкой", праздновали, что "пронесло").
На все вышеперечисленные цели, по подсчетам ФБК, россияне в декабре потратили около 23-24 миллиарда рублей. Однако эту цифру, по мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, необходимо скорректировать в сторону увеличения с учетом того, что россияне начали готовиться к апокалипсису заранее: повышенный спрос на ряд товаров наблюдался в некоторых регионах уже в сентябре-ноябре 2012 года.
"Таким образом, общую сумму затрат россиян на "конец света" можно оценить максимально в 30 миллиардов рублей", — делает вывод представитель ФБК. Правда, добавляет, что не стоит и преувеличивать значение этой суммы.
"Одновременно наблюдались сдерживающие мотивы в потребительском настроении россиян: мол, зачем тратиться, если завтра "конец света". Это означает, что экономика с точки зрения специфической активизации потребительского спроса благотворного влияния "конца света" практически не почувствовала", — заключает он.