СЕМЕНОВ (Нижегородская область), 21 дек — РИА Новости, Елена Емышева. Российские предприятия народных художественных промыслов нуждаются в господдержке в области реализации своей продукции, усиления борьбы с контрафактом и применения к отрасли льготной системы налогообложения, считает глава местного самоуправления городского округа Семеновский Николай Коротков.
Город Семенов Нижегородской области является «столицей» старинного народного промысла — золотой хохломы. Этот промысел существует уже более трех столетий. ЗАО «Хохломская роспись», которому в 2006 году исполнилось 90 лет, является крупнейшим в России предприятием, производящим изделия народных художественных промыслов.
«Хохлома по-прежнему пользуется большим спросом, продукция семеновской фабрики продается более, чем в 30 странах мира. Однако это производство имеет те же проблемы, что и вся отрасль художественных промыслов», — сообщил Коротков российским и белорусским журналистам, посетившим предприятие «Хохломская роспись» в рамках пресс-тура, организованного Постоянным комитетом Союзного государства совместно с РИА Новости.
По его словам, в Нижегородской области действует программа поддержки предприятий народных промыслов, а «Хохломская роспись» как крупное производство поддерживается на федеральном уровне. В частности, «Хохломская роспись» получает ряд субсидий, приходящим на фабрику молодым специалистам бесплатно выделяется жилье, которое после 10 лет работы переходит в их собственность.
В то же время, по мнению Короткова, поддержка, оказываемая «Хохломской росписи» «несоизмерима» с налогами, которые она платит: вся работа выполняется вручную, затраты на производство велики, а предприятие платит налоги по общей системе налогообложения, что еще больше удорожает его продукцию.
«У нас ручное производство, начиная от токаря, и заканчивая художниками… Налог на заработную плату для нашего предприятия, в связи с тем, что численность работников значительно превышает 100 человек, по общей системе налогообложения: 27% социальный налог, 13% подоходный налог. Получается, что у нас налоговое бремя на рубль выпущенной продукции больше, чем в любой отрасли народного хозяйства», — пояснил он.
Одновременно предприятие испытывает проблемы со сбытом из-за обилия на рынке дешевых подделок под изделия народных промыслов. Борьба с этой контрафактной продукцией сейчас, по его словам, ведется неэффективно. «Магазинов, в которых раньше были секции по продаже подлинных изделий художественных промыслов, тоже не стало», — добавил Коротков.
Генеральный директор ЗАО «Хохломская роспись» Елена Краюшкина считает, что рынок сейчас «нацелен на дешевую некачественную продукцию», она в основном и покупается.
«Из-за тех проблем, которые у нас есть, в частности, большого налогового бремени, мы неконкурентноспособны по сравнению с дешевой поддельной продукцией. Наши изделия, как правило, в два раза дороже. Это связано с тем, что у нас вся продукция сертифицирована, имеются гигиенические сертификаты… и еще мы исправно платим налоги», — заметила руководитель фабрики.
Краюшкина отметила, что «Хохломская роспись» использует все возможности, чтобы увеличить объем продаж и сохранить коллектив, в частности, продает свои изделия через интернет, активно участвует в выставках. Предприятие выпускает специальную сувенирную продукцию к Олимпиаде 2014 года в Сочи и Универсиаде, которая пройдет в 2013 году в Казани.