Рейтинг@Mail.ru
Безумная мода 1990-х: Мальвины, мыльницы и котлы - РИА Новости, 20.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Безумная мода 1990-х: Мальвины, мыльницы и котлы

Читать ria.ru в
Российские 1990-е запомнились, как время невообразимого смешения стилей и всеобщего желания быть модными и одетыми во все заграничное. Блестящие детали, чрезмерная яркость, броский макияж, откровенность, граничащая с вульгарностью – все это считалось обязательным атрибутом любой советской и российской модницы.

Белла Адцеева

Российские 1990-е запомнились, как время невообразимого смешения стилей и всеобщего желания быть модными и одетыми во все заграничное. Блестящие детали, чрезмерная яркость, броский макияж, откровенность, граничащая с вульгарностью – все это считалось обязательным атрибутом любой советской и российской модницы. И если в начале десятилетия большинство носило одежду из 80-х, то после развала СССР российские семьи чуть ли не каждые выходные проводили на рынках, где продавали "фирменные" джинсы и обувь. При упоминании 90-х годов нельзя не вспомнить "новых русских", у которых был свой взгляд на моду, ставший позже объектом для шуток и анекдотов.

"Мальвины", лосины и майки с Ди Каприо

В самом начале 1990-х годов советские граждане одевались так же, как и в предыдущее десятилетие – в моде по-прежнему были джинсы-"варенки", брюки-"бананы", спортивная обувь и яркие цвета. Однако тогда никто еще не представлял, что эта мода, уже в 80-х часто переходившая в безвкусицу, – только начало безумного стиля 90-х.

После распада Советского Союза в страну хлынул поток заграничных товаров, в том числе одежды, обуви и аксессуаров, зачастую сомнительного происхождения и качества. 1990-е известны как время предпринимателей нового типа и челночного бизнеса. Как только в России стало разрешено предпринимательство, практически все стали ездить за товаром за границу и чем-то торговать. Особо предприимчивые придумывали хитрые схемы, позволившие сделать в 1990-е большие состояния, однако большинство челноков — это простые граждане, почувствовавшие возможность заработать. В условиях небывалого спроса одежда была беспроигрышным вариантом получения прибыли.

Поначалу в моде было "все заграничное" – людям было абсолютно не важно, что за этикетка красуется на вещи и как называется фирма-производитель, главное – одежда привезена из-за рубежа. Однако в середине десятилетия особенно "престижными" стали считаться яркие футболки с вышитыми буквами Trussardi, Gucci, Versace, причем названия разных брендов могли быть на совершенно одинаковых вещах. Нарочитая яркость и "богатство"  — едва ли не главная черта, присущая российской моде 1990-х. Казалось, что бывшие советские граждане наконец смогли вырваться из серости и пустились "во все тяжкие".

Культовый предмет 1990-х – знаменитые джинсы Mawin, или "Мальвины", как называли их в народе. Mawin попали в страну вместе с первыми челноками и тут же появились на всех рынках страны. Джинсы пользовались невероятным спросом, так как стоили значительно дешевле американских Levi's и Montana. В прямые "Мальвины" были одеты практически все – и женщины, и мужчины. На таких джинсах было нашито несколько этикеток, а название фирмы вышивали красными и зелеными нитками на заднем кармане.

© РИА Новости, Валерий Шустов
Уличный художник на Старом Арбате.

Почти у каждой девочки была короткая, немного расклешенная джинсовая юбка светло-голубого цвета с белыми кружевными оборками на швах и яркой надписью "Lambada". На талии такая модель затягивалась белым шнурком. В моде были не только джинсы, но и куртки, рубашки, сарафаны и платья, сшитые из джинсовой ткани.

© РИА Новости, Юрий Сомов
На презентации Международного центра моды. Идет показ предлагаемых посетителям моделей одежды.

Такая же знаковая вещь, которую помнят все жившие в 90-е – вязаный свитер с надписью Boys. Свитер с горчичными, белыми и зелеными полосками и вышитыми посередине буквами, как и "Мальвины", носили и женщины, и мужчины. Часто под него надевали рубашку, а идеальным комплектом считались свитер и светлые брюки или те же джинсы. Во многих семьях до сих пор сохранились фотографии из фотоателье, на которых девушки запечатлены в свитерах Boys – самой модной вещи того времени. Не менее популярной в 90-е стали и футболки с надписью BOSS.

Поверх блузки женщины носили ангоровые кофты, которые, как правило, тоже были ярких расцветок или расшиты бисером и стеклярусом. Детей одевали в одинаковые пальто и разноцветные капоры (тоже из ангоры), заменявшие одновременно шапку и шарф. Особой популярностью пользовались красные, голубые, фиолетовые капоры.

© РИА Новости, Виталий Савельев
Прогулка на Патриарших прудах.

Настоящий писк моды в 90-е – лосины ядовито-ярких расцветок, которые надевали с шортами, мини-юбками или удлиненными майками. Лосины могли быть однотонными, с рисунком или блестящими, главное условие – они должны были приковывать к себе внимание. Популярностью пользовались ярко-голубые, желтые, оранжевые леггинсы. Распространенный наряд типичной модницы десятилетия – лосины, короткая юбка-"резинка", белая кофта, желательно, с вышивкой, и резиновые туфли на плоской подошве, которые часто называли "мыльницами" (такая модель и правда была похожа на обычную мыльницу; иногда непрочные и быстро изнашивавшиеся туфли доживали свой век как раз на дачных раковинах). Часто лосины надевали с косухой, которая в 90-е по-прежнему оставалась одной из самых модных и желанных вещей. Популярностью пользовались черные косухи со множеством замков и заклепок. Кроме того, в моде была кожаная жилетка, которую носили с кожаными же штанами.

© РИА Новости, В.Мааск
Молодежь

В конце 1990-х, после выхода фильма "Титаник" (1997) почти все девочки-подростки оделись в топы с изображением Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет и надписью "Titanic". Майки с героями суперпопулярного фильма были либо без рукава, либо с коротким рукавом, обычно белого цвета с синим рисунком, часто они открывали живот (открытый живот – еще один модный тренд конца десятилетия). 

Стремление выглядеть ярко и выделяться из толпы проявлялось не только в одежде, но и в безумных прическах и макияже. Женщины наносили на веки яркие тени, рисовали стрелки и родинки, красили губы фиолетовой помадой, а волосы (а иногда лишь челки) часто начесывали, создавая невероятный объем. Украшали волосы расшитыми пайетками ободками и цветными резинками для волос. На праздничных мероприятиях или в клубе часто можно было встретить обычных девушек, внешним видом напоминавших героинь фильма "Интердевочка" (1989).

© РИА Новости, Игорь Бойко
Фотомодель из Киева Вика Крюкова. I советско-западногерманский фестиваль по дизайну, фотографии и рекламе. Центральный Дом художника.

Яркую и кричащую одежду в 90-х выбирала молодежь, а люди постарше по-прежнему носили костюмы с расширенной линией плеч, среди женщин популярностью пользовалась юбка-трапеция. Но мода на все броское все же проникла и в одежду "консерваторов" — все чаще люди стали носить костюмы не темных, а ярких цветов.

Малиновый пиджак и заветный Adidas

Пожалуй, самой модной одеждой 90-х стал спортивный костюм Adidas. Красно-синяя олимпийка и синие штаны с двумя белыми лампасами по бокам – самый распространенный наряд молодого мужчины 90-х годов (впрочем, некоторые не сменили его и к концу двухтысячных). Название фирмы могло искажаться как угодно – под брендом известной марки вещи шили в подпольных цехах. С такими костюмами, а часто с джинсами или брюками носили светлые кроссовки той же фирмы, "Адики", как называли их счастливые обладатели. Немного дешевле, чем Adidas, стоили чешские кроссовки и дерматиновая обувь.

© РИА Новости, Игорь Уткин
Игорь Владимирович Колыванов — игрок сборной команды СССР по футболу и команды "Динамо" (Москва), мастер спорта международного класса. На прогулке с семьей — женой Моной и дочерью Аней.

Кроссовки были объектом желания всех молодых людей, и с любого модника, который смог их себе позволить, заветные "Адики" запросто могли снять прямо во дворе. Вместе с кроссовками челноки привозили и кеды, которые носили и стар и млад – зачастую такую обувь приносили в школу в качестве "сменки".

Неизменные спортивные аксессуары 90-х – черная или синяя кепка с надписью "USA California" и "Chicago Bulls" (твердый козырек кепки обязательно нужно было сгибать) и вязаная шапка с хвостиком-кисточкой или бубончиком. Часто на ней тоже красовались заветные буквы "Adidas".

© РИА Новости, Владимир Вяткин
Юные болельщики на ВЮИ в "Лужниках". Первые Всемирные юношеские игры в Москве (11-19 июля 1998 года). Оргкомитет ВЮИ возглавил мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Средний возраст участников — 15,5 лет.

Среди аксессуаров также стоит выделить электронные часы Montana и маленькую сумку для денег, которую носили на поясе.

Одним из главных и самых запоминающихся предметов мужского гардероба 90-х стал малиновый пиджак, с которым сегодня связано множество шуток. Пиджак яркого цвета был частью стиля "новых русских" – предпринимателей, разбогатевших в 90-е годы. Бизнесмены, сумевшие заработать после распада СССР, часто происходили из социальных низов и не отличались высоким уровнем культуры. Типичный наряд "нового русского" — упомянутый малиновый пиджак, черные джинсы и черные туфли с заостренным носом. На каждом уважающем себя бизнесмене также красовалась крупная золотая цепь ("голда"), несколько перстней и массивные часы ("котлы"). Также "новые русские" были чуть ли не единственными обладателями сотовых телефонов, которые в конце 1990-х еще считались роскошью. 

В целом российская мода в 1990-е годы – это взрыв цвета и сплошное самовыражение, зачастую переходившее в позерство, что было заметно как в стиле "новых русских", так и в молодежной одежде.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала