С.-ПЕТЕРБУРГ, 20 дек - РИА Новости. Выставка "Звучащее вещество", открывшаяся в четверг в Мраморном дворце, представила работы около 50 художников, композиторов и музыкантов из Москвы и Петербурга, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея.
"Когда в основе выставки оказываются технологии, появляется опасность, что зритель будет иметь дело с документацией, воспроизведением. Однако в случае со "Звучащим веществом" нам удалось создать очень живую выставку", - рассказал РИА Новости Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея.
Как подчеркивают организаторы, зритель становится на выставке непосредственным участником, так как большинство представленных объектов являются интерактивными.
Так, находящееся еще перед входом в залы выставки "поющее платье" дизайнера Татьяны Парфеновой издает различные звуки при прикосновении, "Башня" Людмилы Беловой позволяет создать целую композицию из звуков, связанных с техническим прогрессом, а в инсталляции Сергея Катрана "Семечки" посетитель выставки своим передвижением между объектами создает особый звуковой фон.
Смотрите фотоленту: Весь цвет и весь звук современного искусства в Русском музее >>
Однако, как отмечают организаторы, эксперименты со звуком, цветом и формой лишь стали вновь так актуальны в последние пару десятилетий: свои истоки выставка возводит к русскому авангарду. Само название "Звучащее вещество" впервые было употреблено в выступлении музыковеда и пианиста Михаила Друскина в 1924 году в Государственном институте художественной культуры, где тогда работали Малевич, Татлин и Матюшин. Цветомузыкальные таблицы последнего как раз представлены в первом зале выставки, отсылая к тому времени, когда художники искали "материальный аналог звука".
Здесь же помимо прямой скрипки Матюшина и геометрически угловатого струнного секстета, созданного в 1910-годах Александром Зайковским, находится целый экспериментальный оркестр Вячеслава Копейчкуа, работавшего уже в конце ХХ века. Как рассказал РИА Новости сам художник, все выдуманные им музыкальные инструменты, представленные на выставке, находятся в "рабочем состоянии" и могут прозвучать в какой-нибудь авангардной пьесе.
Эксперименты с живописью и созданием возможных параллелей с музыкальными произведениями продолжают работы Валентина Афанасьева, автора уникальной системы соотношения цвета и музыки.
На выставке можно увидеть попытку перевести "Чакону" Баха на холст, а также "Таблицу цветозвуковых отношений", созданную художником, называющем себя продолжателем тех идей, которые когда-то высказывали Скрябин и Вагнер.
Посетителя также могут увидеть и услышать звуковые конструкции Германа Виноградова, издающие "музыку" при движении воздуха, Jukebox Александра Гурко, создавшего объект, исполняющий музыку, запуская компьютерные приводы, "Остаточный мыслепоток" Дмитрия Каварги, переводящего в звук биотоки мозга и другие объекты.
На открытии выставки прозвучал аудиоперформанс Дмитрия Шубина (de) Construct. В рамках выставки также состоится несколько концертов, посвященных неоклассике и авангарду, пройдут показы фильмов о творчестве композиторов Джона Кейджа и Нам Джун Пайка и прозвучит концерт на нетрадиционных инструментах работы Зайковского.
"Звучащее вещество" станет заключительной выставкой, открывающейся в музее в этом году. Она завершит свою работу 11 марта 2013 года.
Обо всех событиях культурной жизни Петербурга узнавайте в рубрике "Афиша" >>