Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Лидер всероссийской общественной организации "Россия молодая" Максим Мищенко сообщил в своем блоге, что собирается покинуть Общественную палату, поскольку считает, что не вправе больше "представлять общественность публично". "Я понимаю, – пишет Мищенко, – что передернутые фразы из моего интервью бросают тень на всю Общественную палату".
По мнению экспертов, Мищенко не учел одного: в последнее время любое публичное высказывание может вызвать мощный общественный резонанс, что повышает требования к компетентности политика и его способности ясно донести свою мысль до аудитории.
Попытки "донести Истину"
В декабре в газете "Известия" было опубликовано шокировавшее многих интервью, из которого следовало, что член Общественной палаты Максим Мищенко предлагает сократить бюджетное финансирование помощи неизлечимо больным людям в пользу тех, кого еще можно спасти.
В интервью было сказано буквально следующее: "Есть десять человек, которым можно помочь, они лежат и ждут скорую помощь. А есть один человек, больной раком. И мы расходуем деньги на продление его жизни, при этом обделяя людей, которых можно быстро вернуть в строй. В этом парадокс ситуации: гуманизм является мнимым. Конечно, мы не можем пройти мимо умирающего человека с раковой болезнью, но мы его все равно потеряем, он умрет, а мы не поможем десяти здоровым".
Позже Мищенко неоднократно пытался объяснить, что его слова выдернуты из контекста, и он на самом деле не призывает отнимать деньги у умирающих, а просто хочет прозрачности и перераспределения средств на профилактику, диагностику и раннее лечение.
"Финансирование здравоохранения напоминает обратно перевернутую пирамиду. Вверху все, внизу ничего. Но, если кто посмеет тронуть эту годами сложившуюся систему, тут же поднимется вселенский вой: "Вы хотите лишить тяжелобольных высокотехнологичной помощи? Вы — чудовище", – пишет Мищенко в своей реплике в популярной московской газете.
Однако, несмотря на "все попытки донести Истину" (Мищенко пишет это слово с большой буквы), "социальные сети взорвались проклятиями, – констатирует политик. – Я получил, такое количество негативной энергии, какое не получал за всю свою жизнь".
Мищенко в тренде
Далеко не только охочие до скандала пользователи социальных сетей отреагировали на смелое предложение Мищенко ("Известия" утверждают, что в интервью его слова приведены без искажений).
Более двух десятков общественных организаций подписали возмущенное письмо на сайте Всероссийского союза пациентов.
По словам одного из подписантов, Александра Саверского, эксперта "Лиги пациентов", люди, которые находятся внутри ситуации, были обеспокоены не столько словами самого Мищенко, сколько тем, что его высказывания, очевидно, находятся в тренде: "Если встать на путь таких, как Мищенко, мы обрекаем себя на последовательное сокращение расходов сначала дорогостоящих, а потом и всех других затрат в медицине. Ведь это очень логично!".
"Мысли о сокращении бюджетных расходов на медицину звучат последнее время от разных политиков, – говорит Саверский. По мнению эксперта, стоит только допустить мысль, что за какие-то услуги пациенты должны платить сами, искать спонсоров или собирать деньги с помощью благотворительных фондов, вся система здравоохранения развалится.
"У нас бесплатная медицина", – напоминает эксперт. И всякие предложения, типа тех, которые описал Мищенко в своем блоге ("должны быть расставлены приоритеты: что мы финансируем в первую очередь, что во вторую, а что переводим в платные услуги"), подрывают ее.
Где деньги?
Еще до скандального интервью Мищенко не раз сравнивал медпомощь со стаканом воды, который достался нам в пустыне – все равно на всех не хватит. Александр Саверский уверяет, что, с точки зрения специалистов, такое сравнение могло прийти в голову только человеку, который вообще не понимает, что творится с медициной в нашей стране.
Если его слова, приведенные в "Известиях", – цинизм, то позиция, с помощью которой он рассчитывает оправдаться, отражает абсолютную некомпетентность ее автора, утверждает Саверский. "Он ищет деньги не там, где они лежат. Вот хотя бы один пример: официально озвучены цифры, что 70—80% лекарств у нас на рынке не обладают доказанной эффективностью и безопасностью. А на лекарственное обеспечение льготников из госбюджета выделяют порядка 90 млрд рублей. Можно подсчитать, сколько денег ежегодно тратится впустую".
Впрочем, Максим Мищенко и не является экспертом в медицине. В 1994 году он окончил факультет "Энергомашиностроение" МГТУ им.Баумана и защитился на кафедре "Плазменное напыление". В то же время Максим занялся общественной деятельностью, став руководителем "Студенческой общины", на базе которой в 2005 году было основано молодежное движение "Россия молодая". В 2007 году Мищенко стал депутатом Госдумы (фракция "Единой России"), откуда ушел в Общественную палату по приглашению президента Владимира Путина.
Активнее всего Максим Мищенко занимается борьбой за здоровый образ жизни. Он – ярый приверженец антитабачного и антиалкогольного законов и даже предлагает лечить людей за счет производителей и (что особенно интересно!) потребителей вредных для организма веществ.
"А ответы просты: нет денег — добавьте. Негде взять — возьмите у "производителей" заболеваний — табака и алкоголя или из зарплаты тех, кто курит и пьет, как это делается во всем мире. Не надо ждать, пока насморк перейдет в пневмонию, а ранняя стадия рака — в глубоко запущенную", – пишет он в одной из статей.
По мнению эксперта "Лиги пациентов" Александра Саверского, между этими двумя предложениями нет вообще никакой связи, и такие грубые аналогии только уводят в сторону от решения двух важных, но совершенно отдельных проблем.
На днях более ста борцов за здоровый образ жизни подписали на сайте "Демократор" открытое письмо президенту России с просьбой защитить члена Общественной палаты Максима Мищенко: "Максим Николаевич в последние годы ведет активную общественную деятельность в области борьбы против табака и алкоголя. Он неоднократно высказывался за принятие здравоохранных мер, вступал в открытую полемику с лоббистами алкоголизма и курения".
Выглядит это так, будто бы общественность возмутили именно антитабачные выступления Мищенко. Кроме того, и общественность эта, по мнению подписантов, не без греха: "Оказалось, что многие СМИ и общественные деятели (здесь не имеются в виду пациентские организации), высказавшиеся по данному вопросу, так или иначе, имеют финансирование от табачной индустрии".
Впрочем, по словам самого Мищенко, хотя от позиции своей он не отказывается, заявление о выходе из Общественной палаты он уже написал. Правда, признался, что не знает, какие у палаты правила по увольнению членов по собственному желанию, тем более что буквально в четверг дело Мищенко должны обсуждать на комиссии по этике ОП. "Тонны грязи, вылитые на мою голову, забрызгали окружающих меня. Осознавать это больнее всего", – с горечью констатировал он в своем блоге.
Эту песню запевает молодежь
В последнее время молодые российские политики не раз становились героями скандалов и вынуждены объясняться за свои неосторожные слова. Буквально месяц назад все переваривали сообщение депутата Ильи Костунова о том, "самый тупой депутат умнее среднестатистического россиянина". Костынов тоже потом извинялся и уверял, что его неправильно поняли.
То ли новое политическое поколение выражается как-то невнятно, то ли мыслит уж очень радикально.
Андрей Рябов, эксперт Московского Центра Карнеги, считает, что как раз в поведении политиков ничего не изменилось, радикально изменилась среда.
"В стране долгое время не было публичной политики, можно было говорить все, что угодно, и все это сходило с рук – сигнал зависал в пустоте, в лучшем случае – воспринимался как обмен информационными посланиями между конкретными людьми или группами".
Сегодня, по мнению эксперта, все изменилось – любое публичное высказывание вызывает мощный общественный резонанс: "Поэтому любой публичный деятель, прежде чем сказать, должен просчитывать реакцию разных общественных, политических групп, оппонентов".
Кроме, того, по мнению Рябова, в условиях публичной политики возрастают и требования к компетентности выступающего: "Так называемые эксперты во всех областях, будь то переворот на Фиджи или турбулентность европейской валюты – это явление у нас широко распространенное, и среди политиков, и среди высокопоставленных чиновников". Он предупреждает, что нынешняя ситуация требует от публичных людей более взвешенного, дисциплинированного подхода к словами и, конечно, большего профессионализма.
Пока еще член Общественной палаты, яростный борец за здоровый образ жизни, лидер Общероссийского общественного движения "Россия молодая" Максим Мищенко пришел к этому знанию путем собственного опыта: "Слово это очень важно. Им можно убить и можно спасти", – пишет он с горечью в своем блоге, где объясняет причины расставания с ОП.
Ну, ничего, у Максима еще вся жизнь впереди, а то, что этот случай посылает политикам вполне однозначный сигнал – выбирать выражения, вселяет осторожный оптимизм.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции