Спецкор РИА Новости Андрей Малышкин
Я попал в Тибет спустя 72 года после экспедиции немецкого ученого Эрнста Шефера, действовавшего под эгидой небезызвестного общества Аненербе. Экспедиция изучала климат и культуру Тибета, а также измеряла черепа местного населения для доказательства принадлежности тибетцев к древним арийцам.
Что там намерил Шефер сотоварищи, мне неведомо, говорят, есть масса фотографий и целый фильм "Таинственный Тибет", снятый по результатам поездки. Известно одно — руководство Третьего рейха, приверженное сложным оккультным верованиям, встретило участников экспедиции как героев. Я же оказался в Лхасе и ее окрестностях благодаря любезности пресс-канцелярии Госсовета КНР, организовавшей поездку для нескольких российских журналистов. Климат мы ощутили на себе, ариев не искали, зато смогли увидеть современный Тибет, вернее ту его часть, которую нам захотели показать.
С точки зрения туриста
Первые три дня в Тибете у меня адски болела голова и вовсе не потому, что я накануне пил — атмосферное давление на высоте выше 4000 метров опускается до отметки в 450 миллиметров ртутного столба вместо привычных нам 748. Зато на четвертый день все как рукой сняло. Как пояснили местные жители, примерно такое время нужно организму для адаптации. Особенно остро перепад давления ощущается, если вы прилетаете в Лхасу на самолете. Поэтому знающие люди рекомендуют правильно акклиматизироваться — плавно по времени набирать высоту, не больше 500-700 метров в день. Если, правда, у вас они есть, эти лишние дни — путешествие в Тибет не из дешевых.
Можно, конечно, потратить 48 часов и поехать в Лхасу из Пекина на поезде. В 2006 году жителей Тибета осчастливили — был достроен участок железной дороги Голмуд-Лхаса протяженностью в 1115 километров. Эта дорога считается самой высокогорной в мире. Она проходит на высоте трех-четырех тысяч метров и преодолевает два перевала высотой более 5000 метров.
Говорят, что в пассажирские вагоны такого поезда принудительно подается кислород, как через систему кондиционирования, так и индивидуально к каждому месту.
В самом Тибете для снятия симптомов горной болезни популярна настойка на основе родиолы розовой. У нас ее еще называют золотым корнем, в России растение занесено в Красную книгу.
Кстати, хочу расстроить отечественных туристов: на высоте более 4000 метров категорически не рекомендуется употреблять алкоголь, в том числе пиво. Тибет нужно воспринимать на свежую голову.
Самым оптимальным будет провести первые несколько дней в Лхасе, что в переводе с тибетского значит "Земля, любимая Буддой". Город расположен на небольшой по местным меркам высоте — около 3600 метров.
Здесь есть что посмотреть: и знаменитый дворец Потала (бывшая резиденция Далай-ламы, пустующая с 1959 года), и Джоканг, древнейший буддийский храм в Лхасе, а также квартал из узких улочек и городской площади Баркор. Это популярное место для совершения ритуального обхода паломников и местных жителей, кроме того, здесь просто рай для любителей всяческих экзотических сувениров. Правда, по завышенным ценам.
Мы приехали не в туристический сезон, таковым здесь считается период с мая по октябрь. В остальное время в Тибете прохладно, зимой доходит до минус четырех градусов, и все местные гостиницы закрываются. Хотя именно зимой в городе появляются колоритные тибетцы из деревень, которые используют свободное от сельхозработ время для паломничества.
Еще одно заблуждение состоит в том, что Тибет — это царство вечного снега. Горы хоть там и высокие, но снега на них нет, он выпадает лишь в январе, да и то только на семи и восьмитысячниках. Так что стать горнолыжной Меккой Тибету, увы, не грозит. Зато здесь просто раздолье для фотографов — в Тибете постоянно светит солнце и невыносимой синевы небо.
Сегодня туристу попасть в Тибет проще, чем журналисту. Доказательством этому может служить тот факт, что один из моих коллег, проработавший в Китае десяток лет, только сейчас смог попасть сюда. Несмотря на то, что Тибетский автономный район (ТАР) открыт для посещений с 1984 года, побывать здесь можно только в составе организованной группы, обязательно в сопровождении гида и при наличии специального разрешения на въезд. Одиночный туризм в Тибет китайскими властями не приветствуется. Как правило, въезжают сюда либо через Непал — самолетом или автотранспортом из Катманду, либо из Пекина — самолетом или на поезде.
Прежде всего, Тибет — это огромные пространства, свыше 1,2 миллиона квадратных километров, (это почти две Франции), чем во многом определяются особенности местного туризма. Иногда, чтобы увидеть очередную достопримечательность, нужно проехать сотни километров по горной дороге. Так, красивейшее озеро Ямджоюм-Цо, расположенное на высоте 4488 метров, одно из четырех наиболее почитаемых озер Тибета, вокруг которых паломники совершают ритуальный обход, находится в двухстах километрах от Лхасы. Над озером есть смотровая площадка и туалет. Посетить уборную на высоте пяти тысяч метров стоит всего два юаня (около 10 рублей). Зато впечатления, оставшиеся на всю жизнь — бесценны.
Разрушение стереотипов
Несмотря на то, что официальный Пекин утверждает, что Тибет всегда был частью Китая, меня не покидало ощущение, что китайцы чересчур настойчиво хотят в этом убедить сами себя, а заодно и весь мир. И дело не в том, что на каждом тибетском доме висит государственный флаг КНР.
Начиная с 80-х годов прошлого века центральное китайское правительство делает все, чтобы у тибетцев, составляющих, по официальным данным, 91% населения, не было и мысли о независимости.
Как оказалось, Тибет в Китае — на особом положении. Здесь, к примеру, не работает формула "Одна семья — один ребенок". ТАР вообще самый малонаселенный район Китая: тут живет всего 3 миллиона человек, плотность населения в среднем 2,2 человека на квадратный километр. В связи с этим властями поощряется рождение второго ребенка, и строго запрещаются аборты.
В налоговой сфере Тибет — единственный район в Китае, где размер налогов на 3% ниже, чем по стране. Более того, местные земледельцы и скотоводы вообще освобождены от налогов и сборов, а ставки по кредитам ниже на несколько процентов. Для тибетских крестьян и скотоводов введено бесплатное лечение, в школах для их детей установлена система бесплатного питания и общежития. Государство предоставляет крестьянам и скотоводам дотации на постройку домов.
Безусловно, главными отраслями экономики в Тибете, как и в прошлом, остаются сельское хозяйство и скотоводство. Яки и бараны все еще являются символами региона. Это можно оценить, попав в любой тибетский дом — вам непременно подадут в качестве угощения чай с маслом яка (вкус — специфический), сушеный сыр (по твердости приближается к точильному камню) и вяленое мясо яка. Еще в Тибете любят есть поджаренную муку и пить простой кипяток. После такой экзотики почти все участники нашей экспедиции вскоре затосковали по нормальной китайской еде.
Однако если раньше лишь малая часть местной скотоводческой и сельхозпродукции попадала на рынки Китая, то Цинхай-Тибетская железная дорога сократила расстояние между Тибетом и внутренними районами страны.
Утверждение, что в Тибете отсутствует промышленность, также не соответствует действительности. В регионе создана промышленная система, охватывающая энергетическую, легкую, текстильную, фармацевтическую и химическую промышленность, в том числе предприятия по производству цемента.
Так, в 2010 году в Лхасе был построен новый пивной завод, уже сейчас производящий 800 тысяч тонн хмельного напитка в год.
Не забывает руководство Тибета и о привлечении туристов. Как заявил пресс-секретарь правительства ТАР Джигме Вангтсо, в 2011 году доходы от туризма составили 7,9 миллиарда юаней (1,3 миллиарда долларов) при бюджете региона в 60 миллиардов. По его словам, в 2011 году Тибет посетило 270 тысяч иностранных туристов и около 8 миллионов туристов из Китая. Более того, власти региона намерены увеличить их число, для чего развивают соответствующую инфраструктуру. В 2011 году в Тибете насчитывалось уже 177 "звездных" и 932 "незвездных" гостиниц.
Кроме того, сегодня в Тибете существует сеть аэропортов (всего их шесть), в которой главную роль играет аэропорт Гунга в Лхасе, а вспомогательную — аэропорты в Чамдо, Линчжи, Нгари и Шигадзе. В текущем году началось строительство самого высокогорного в мире аэропорта Нагчу, он находится на высоте 4436 метров над уровнем моря. Так что вскоре у всех семи районов Тибета будет свой аэропорт, еще удобнее будут пассажирские и грузовые перевозки.
При этом нужно подчеркнуть, что Тибет хоть и называется "горячей точкой" Китая, по поводу независимости которого то в одной, то другой провинции происходят самосожжения монахов, но на самом деле является практически полностью дотационным регионом.
Почти все капиталовложения местного правительства в развитие экономики взяты не из собственных накоплений ТАР, а из платежей центрального правительства, либо из ассигнований различным строительным объектам в Тибете или из помощи более богатых провинций, например Гуаньдун и Шанси. С 1959 по 2011 год трансфертные платежи центрального правительства Тибету составили 330 миллиардов юаней, что на 90% превысило общие расходы Тибета за аналогичный период. Другими словами, в каждых 100 юанях, потраченных Тибетом, 90 юаней идут из Пекина.
В краю, потерянном ламой
Трудно искать Далай-ламу в Тибете, особенно, если его там нет. Вот уже 53 года пустует его дворец в Лхасе, для самого Далай-ламы XIV тибетское нагорье недоступно даже для экскурсий. Напомним, что вскоре после образования КНР в 1949 году Пекин и Лхаса подписали соглашение "О мирном освобождении Тибета", в соответствии с которым регион вошел в состав Китая на правах автономного района. Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо бежал из Тибета и вместе со своими сторонниками живет в индийском городе Дхармсала. Все происходящее в Тибете он считает "культурным геноцидом".
Официальный Пекин рассматривает его как предводителя сепаратистов, а после того как китайские власти стали финансировать монастыри, для некоторых тибетских монахов Далай-лама стал скорее политическим деятелем, чем духовным лидером.
"Мне безразлично, где живет Далай-лама. Раньше питание и деньги нам обеспечивали родители, а теперь все дает правительство", — простодушно заявил нам молодой монах в одном из древнейших тибетских дворцов Юмбулаганг.
Только потом я заметил за его спиной фотографию Панчен-ламы XI, принимавшего участие в последнем съезде коммунистической партии Китая, после которого страна на следующие десять лет получила новое руководство.
Власти региона особенно подчеркивают, что уделяют большое внимание реставрации буддийских храмов и охране тибетского языка.
При этом они не отрицают факт разрушения буддийских монастырей и гонения на монахов, которые были в предыдущие годы, но все это списывается на издержки "культурной революции". Точное количество разрушенных храмов и убитых монахов никто назвать не может.
"Кто их будет считать, если люди просто сходили с ума", — вздохнул пресс-секретарь правительства Тибетского автономного района Джигме Вангтсо.
"Западные СМИ искажают информацию о действительном положении дел с правами коренного населения в Тибете", — считает зампред правительства Тибетского автономного района Цзяже Лосандань, кстати, этнический тибетец.
По его словам, сообщения о том, что власти КНР нарушают права тибетцев на свободу слова и собраний, а также исповедование собственной религии и общение на своем языке не соответствуют действительности.
Так, по его данным, с 80-х годов прошлого века на восстановление монастырей в Тибете был выделен 1 миллиард 14 миллионов юаней, и сегодня в автономии около 1700 храмов и 46 тысяч монахов.
Отвечать за все монастыри я не берусь, но при посещении древнейшего храма в Лхасе Джоканг я наблюдал такое количество людей, какое в Москве можно увидеть разве что в некоторых супермаркетах за день до Нового года. Верующие отстаивали по шесть часов в очереди, чтобы прикоснуться к буддийским святыням.
По данным местных властей, сегодня в ТАР внедряется система обучения на двух языках, причем, главным является тибетский. В начальных школах преподавание ведется в основном на тибетском. В средних школах уроки ведутся как на китайском, так и на тибетском. Двуязычие заметно и в каждой лавке в Лхасе — здесь соседствуют надписи на обоих языках, правда, китайский шрифт все же крупнее.
Популяризация тибетского языка — одна из задач расположенного в Лхасе университета, где обучается порядка пяти тысяч студентов. В распоряжении университета одно из самых больших в Китае собраний рукописных тибетских книг (более 70 тысяч свитков). Здесь разработаны программы текстового распознавания тибетских иероглифов, переведены основные операционные системы Windows и Linux. Тибетский язык стал первым национальным языком в Китае, имеющим международную стандартизацию.
Так что забудьте всё, что вы знали о Тибете. Все эти сказки про заснеженные высоченные горы и толпы буддистских монахов в темно-красных одеждах, которым китайские власти запрещают читать свои мантры. Горы, конечно, никуда не делись. Монахи, по крайней мере, те, кого я видел, помолодели. "Ом мани падме хум" будет звучать вечно.
Сегодняшний Тибет — это хоть и бедный, по китайским меркам, но развивающийся регион, где вышки ЛЭП в горах встречаются гораздо чаще храмов, где строятся железные и автомобильные дороги, причем качество последних лучше российских. Это современные города с неоновой рекламой на улицах и пока медленным, но интернетом.
Некоторые журналисты из нашей группы умудрялись с таким интернетом публиковать фотографии из современной Лхасы в социальных сетях, на что получали недоуменные вопросы: "Это Тибет?"
Да. Это Тибет.