Рейтинг@Mail.ru
Родион Щедрин: когда муза – Плисецкая - РИА Новости, 16.12.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Родион Щедрин: когда муза – Плисецкая

Читать ria.ru в

16 декабря 80-летний юбилей отмечает композитор Родион Щедрин, "король современного оркестра", как его называют профессионалы, и автор знаменитых балетов, опер, эстрадных произведений, а также музыки для кино. Его творческую карьеру невозможно представить без супруги, балерины Майи Плисецкой, которая вот уже на протяжении почти 55 лет удивляет и вдохновляет композитора.

© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанк16 декабря 80-летний юбилей отмечает композитор Родион Щедрин, чью творческую карьеру невозможно представить без супруги, балерины Майи Плисецкой, которая вот уже на протяжении почти 55 лет удивляет и вдохновляет композитора.

На фото: Родион Щедрин в Большом зале Московской консерватории во время премьеры своего сочинения "Старинная музыка российских провинциальных цирков".

Торжественное открытие IX Московского пасхального фестиваля
16 декабря 80-летний юбилей отмечает композитор Родион Щедрин, чью творческую карьеру невозможно представить без супруги, балерины Майи Плисецкой, которая вот уже на протяжении почти 55 лет удивляет и вдохновляет композитора.

На фото: Родион Щедрин в Большом зале Московской консерватории во время премьеры своего сочинения "Старинная музыка российских провинциальных цирков".

1 из 13
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкБлистательные балеты Рощина "Кармен-сюита", "Анна Каренина", "Чайка" и "Дама с собачкой", где она не только исполнила главные партии - были написаны специально для Плисецкой. "Меня считают большим любителем балета. Но это не так. До сих пор балетоманом я себя назвать не могу. Я – Майяман", - говорит Щедрин.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин
Блистательные балеты Рощина "Кармен-сюита", "Анна Каренина", "Чайка" и "Дама с собачкой", где она не только исполнила главные партии - были написаны специально для Плисецкой. "Меня считают большим любителем балета. Но это не так. До сих пор балетоманом я себя назвать не могу. Я – Майяман", - говорит Щедрин.
2 из 13
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкСвою музу Щедрин "нашел" в салоне Лили Брик, когда хозяйка предложила ему послушать "Золушку" Прокофьева в исполнении молодой балерины. Увидел воочию Плисецкую на репетиции своего первого балета "Конек-Горбунок": "Она была в очень эффектном купальнике. Тогда таких еще никто не носил. Я, как теперь модно говорить, "запал" окончательно... И Майя ответила мне взаимностью".
Солистка Большого театра Майя Плисецкая с супругом композитором Родионом Щедриным
Свою музу Щедрин "нашел" в салоне Лили Брик, когда хозяйка предложила ему послушать "Золушку" Прокофьева в исполнении молодой балерины. Увидел воочию Плисецкую на репетиции своего первого балета "Конек-Горбунок": "Она была в очень эффектном купальнике. Тогда таких еще никто не носил. Я, как теперь модно говорить, "запал" окончательно... И Майя ответила мне взаимностью".
3 из 13
© РИА Новости / В. Малышев | Перейти в медиабанкВыбрать какое-либо другое занятие, кроме музыки, Щедрин, пожалуй, не мог. Он родился в семье профессионального музыканта Константина Щедрина, одаренного редкими способностями - "магнитофонной" памятью (запоминал музыку с одного раза) и абсолютным слухом. В их доме всегда звучала живая музыка, а семейной гордостью было фортепианное трио отца и его братьев.
Композитор Родион Константинович Щедрин
Выбрать какое-либо другое занятие, кроме музыки, Щедрин, пожалуй, не мог. Он родился в семье профессионального музыканта Константина Щедрина, одаренного редкими способностями - "магнитофонной" памятью (запоминал музыку с одного раза) и абсолютным слухом. В их доме всегда звучала живая музыка, а семейной гордостью было фортепианное трио отца и его братьев.
4 из 13
© РИА Новости / В. Малышев | Перейти в медиабанкСвою первую премию за композиторскую работу Родион Константинович получил еще в юности, в годы обучения в Московском хоровом училище для мальчиков. "Первые в жизни минуты вдохновения я испытал именно во время пения в хоре. И конечно, первые мои сочинения тоже были для хора...", - признается композитор.

На фото: Майя Плисецкая с супругом Родионом Щедриным на лыжной прогулке.

Майя Плисецкая с супругом Родионом Щедриным на лыжной прогулке
Свою первую премию за композиторскую работу Родион Константинович получил еще в юности, в годы обучения в Московском хоровом училище для мальчиков. "Первые в жизни минуты вдохновения я испытал именно во время пения в хоре. И конечно, первые мои сочинения тоже были для хора...", - признается композитор.

На фото: Майя Плисецкая с супругом Родионом Щедриным на лыжной прогулке.

5 из 13
© РИА Новости / Василий Малышев | Перейти в медиабанкПервый фортепианный концерт (с двумя частушечными мотивами – "Балалаечка гудит" и "Сибирская"), написанный на 4 курсе Московской консерватории, так поразил наставников Щедрина и уже состоявшихся музыкантов, что его тут же приняли в Союз композиторов.
Солистка Большого театра Майя Плисецкая с супругом композитором Родионом Щедриным
Первый фортепианный концерт (с двумя частушечными мотивами – "Балалаечка гудит" и "Сибирская"), написанный на 4 курсе Московской консерватории, так поразил наставников Щедрина и уже состоявшихся музыкантов, что его тут же приняли в Союз композиторов.
6 из 13
© РИА Новости / Еланчук | Перейти в медиабанкМаэстро Мстислав Ростропович говорил о Щедрине: "Его гениальное ощущение оркестрового звучания сказалось не только в очень популярных Первом концерте для оркестра "Озорные частушки" и "Кармен-сюите". Королем современного оркестра называют его профессионалы, имея в виду максимальную звуковую выразительность при максимальной концентрации и экономии средств. ...> Особенно я ценю его неприятие компромиссов даже в то очень трудное для русской музыки время. Он всегда был новатором в музыке и не опасался публично демонстрировать свою полную поддержку любым отклонениям от "официального музыкального курса".
Солистка Большого театра Майя Плисецкая с супругом композитором Родионом Щедриным
Маэстро Мстислав Ростропович говорил о Щедрине: "Его гениальное ощущение оркестрового звучания сказалось не только в очень популярных Первом концерте для оркестра "Озорные частушки" и "Кармен-сюите". Королем современного оркестра называют его профессионалы, имея в виду максимальную звуковую выразительность при максимальной концентрации и экономии средств. ...> Особенно я ценю его неприятие компромиссов даже в то очень трудное для русской музыки время. Он всегда был новатором в музыке и не опасался публично демонстрировать свою полную поддержку любым отклонениям от "официального музыкального курса".
7 из 13
© РИА Новости / В. Малышев | Перейти в медиабанкРодион Щедрин признает, что он не дисциплинированный композитор, каким, например, был Чайковский, который писал каждое утро. Он сначала долго обдумывает идею будущего произведения – "выгуливает" ее по утрам. "Я слышал от творческих людей, что, когда им приходит ночью хорошая мысль, они вскакивают и записывают ее. У меня все по-другому. Я надеюсь на свое внутреннее "сито". Если идея хорошая, то утром я ее сразу вспомню, если же она того не стоит, то сама стирается из памяти", - рассказывал он.
Композитор Родион Щедрин
Родион Щедрин признает, что он не дисциплинированный композитор, каким, например, был Чайковский, который писал каждое утро. Он сначала долго обдумывает идею будущего произведения – "выгуливает" ее по утрам. "Я слышал от творческих людей, что, когда им приходит ночью хорошая мысль, они вскакивают и записывают ее. У меня все по-другому. Я надеюсь на свое внутреннее "сито". Если идея хорошая, то утром я ее сразу вспомню, если же она того не стоит, то сама стирается из памяти", - рассказывал он.
8 из 13
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкВажным этапом в творчестве Щедрина стала опера "Мертвые души" по Гоголю. Ее премьера состоялась в Большом театре в 1977 году в постановке режиссера Бориса Покровского и маэстро Юрия Темирканова. "Я сам считаю, может быть, от нескромности, что "Мертвые души" — лучшая оперная постановка Большого театра за последние тридцать лет. Я имею в виду гармонию всех компонентов", - рассказывал в одном из интервью Щедрин. Сегодня знаковой для оперного театра работой можно насладиться на сцене Мариинки, где ее поставил Василий Бархатов.
Солистка Большого театра Майя Плисецкая с супругом композитором Родионом Щедриным
Важным этапом в творчестве Щедрина стала опера "Мертвые души" по Гоголю. Ее премьера состоялась в Большом театре в 1977 году в постановке режиссера Бориса Покровского и маэстро Юрия Темирканова. "Я сам считаю, может быть, от нескромности, что "Мертвые души" — лучшая оперная постановка Большого театра за последние тридцать лет. Я имею в виду гармонию всех компонентов", - рассказывал в одном из интервью Щедрин. Сегодня знаковой для оперного театра работой можно насладиться на сцене Мариинки, где ее поставил Василий Бархатов.
9 из 13
© РИА Новости / Борис Кауфман | Перейти в медиабанкКроме классических произведений Щедрин также писал музыку к фильмам. Самой известной является "Марш монтажников" на стихи Владимир Котова в фильме "Высота".
Композитор Щедрин
Кроме классических произведений Щедрин также писал музыку к фильмам. Самой известной является "Марш монтажников" на стихи Владимир Котова в фильме "Высота".
10 из 13
© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанк"Щедрин — мастер оркестровки, комбинаций оркестровых красок, внезапных эффектов. Материал его произведений кажется на первый взгляд обманчиво простым. Но искусная изощренность его языка ведет нас в глубины музыки, которая полна искрометности, остроумия, иронии, юмора, жизнерадостности, подлинного комизма...", - говорит о юбиляре Лорин Маазель, американский дирижер, скрипач и композитор.

На фото: Родион Щедрин перед началом церемонии торжественного открытия нового Камерного зала Московской филармонии.

Композитор Родион Щедрин
"Щедрин — мастер оркестровки, комбинаций оркестровых красок, внезапных эффектов. Материал его произведений кажется на первый взгляд обманчиво простым. Но искусная изощренность его языка ведет нас в глубины музыки, которая полна искрометности, остроумия, иронии, юмора, жизнерадостности, подлинного комизма...", - говорит о юбиляре Лорин Маазель, американский дирижер, скрипач и композитор.

На фото: Родион Щедрин перед началом церемонии торжественного открытия нового Камерного зала Московской филармонии.

11 из 13
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанк"Я никогда не делил музыку на современную и несовременную. Музыка бывает только хорошая или нет. Интересная или неинтересная, скучная. А когда она написана — позавчера или три века назад — без разницы", - говорит Щедрин.

На фото: Родион Щедрин с супругой Майей Плисецкой.

Майя Михайловна Плисецкая и Родион Константинович Щедрин
"Я никогда не делил музыку на современную и несовременную. Музыка бывает только хорошая или нет. Интересная или неинтересная, скучная. А когда она написана — позавчера или три века назад — без разницы", - говорит Щедрин.

На фото: Родион Щедрин с супругой Майей Плисецкой.

12 из 13
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкВ честь юбилея Родиона Щедрина Мариинский театр проведет в конце декабря фестиваль в Петербурге и в Москве. В его рамках пройдет российская премьера монооперы "Клеопатра и змея", а солисты театра – Денис Мацуев, Алексей Володин и Олли Мустонен – исполнят четыре из шести фортепианных концертов композитора.
Солистка Большого театра Майя Плисецкая с супругом композитором Родионом Щедриным
В честь юбилея Родиона Щедрина Мариинский театр проведет в конце декабря фестиваль в Петербурге и в Москве. В его рамках пройдет российская премьера монооперы "Клеопатра и змея", а солисты театра – Денис Мацуев, Алексей Володин и Олли Мустонен – исполнят четыре из шести фортепианных концертов композитора.
13 из 13
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала