МОСКВА, 7 дек - РИА Новости, Ирина Гордон, Мария Ганиянц, Светлана Янкина. Ушла Галина Вишневская: в четверг и в пятницу Москва и мир прощались с великой оперной певицей, удивительным человеком, потрясающей женщиной.
На этой же неделе вручили "Премию Кандинского" и закончили проверку на экстремизм выставки братьев Чепмен в Эрмитаже.
Галина Первая
Великая певица Галина Вишневская скончалась во вторник, 11 декабря, на 87-м году жизни. В ее жизни было немало трудностей и лишений: совсем юной она пережила блокаду Ленинграда, потом были преследования советских властей и вынужденная эмиграция. Но умерла она, по словам дочерей, абсолютно счастливой - у себя на даче в кругу родных. Как рассказали ее дочери, она предчувствовала смерть, поэтому успела уладить свои дела, обсудить с дочерью Ольгой будущее своего Центра оперного пения и вернуться на родину из Германии, где проходила лечение.
Галина Вишневская - гордость мировой оперы >>
"Мама лечилась, но в какой-то момент была готова к уходу. Она всегда говорила, что жить можно где угодно, а умирать надо на родине. Нам горько, но мы, как люди верующие, знаем, что она ушла к папе", - рассказала Ольга Ростропович.
Даже в последние минуты своей жизни Вишневская не переставала думать о своем не менее великом супруге, Мстиславе Ростроповиче и ушла, держа в руках его молитвенник. Она пережила маэстро всего на пять лет и в пятницу была похоронена рядом с ним на Новодевичьем кладбище, куда проводить певицу в последний путь пришли сотни людей.
Похоронам предшествовало отпевание в главном храме России - храме Христа Спасителя, а накануне, в четверг, тысячи почитателей таланта Вишневской смогли проститься с ней в ее Центре, зал которого наполняли записи божественного голоса певицы и аромат ее любимых ландышей. Среди тех, кто пришел отдать последнюю дань великой артистке, были и первые лица государства, и ее друзья, коллеги и ученики. Все они с горечью признавали, что с Вишневской уходит целая эпоха настоящих больших мастеров, а лучшим памятником певице станет сохранение ее Центра оперного пения, который в этом году отмечает свой 10-летний юбилей.
Десять блистательных партий Галины Вишневской >>
"Премия Кандинского" - на троих не делится
Победителей художественной "Премии Кандинского" в главной номинации "Проект года", которых объявили в среду, 12 декабря, в кинотеатре "Ударник", оказалось двое - Гриша Брускин со своим проектом "Время Ч" и проект "Священная аллегория" (Allegoria Sacra) арт-группы АЕS+F, в которую входят Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес.
За бортом остался очень интересный проект Аладдина Гарунова "Тотальная молитва", которого это решение разом перевело в ранг отверженных, а двух победителей поставило в неловкое положение: мол, если делить, так на троих.
Статусное жюри, в которое вошли директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, директор Мультимедиа арт музея Ольга Свиблова, декан Школы искусств Йельского университета и куратор Венецианской биеннале Роберт Сторр, завотделом новейших течений государственного Русского музея Александр Боровский и другие эксперты, в течение часа напряженно обсуждали, кому же отдать главный приз. Немую трансляцию и дискуссию можно было видеть в черно-белом цвете на экране в холле кинотеатра "Ударник".
Петр Мамонов не понял половины слов на "Премии Кандинского" >>
Очевидно, что дать приз двум финалистам из трех, было принято не только потому, что все проекты были очень сильны и выбирать было крайне сложно, но и потому, что в этом году правила вручения "Премии Кандинского" изменились. Число номинаций сократилось с трех до двух - награда больше не вручается в категории "Медиаарт. Проект года", а призовые 50 тысяч евро распределяются между лауреатами в номинациях "Проект года" и "Молодой художник. Проект года". Возможно, если бы остался "Медиаарт. Проект года" - выбор был бы проще.
Главный приз достался бы Брускину, чей проект "Время Ч" на выставке в "Ударнике" смотрелся великолепно, хотя и не так хорошо, как на выставке в Мультимедиа арт музее. Приз за медиаарт отошел бы АЕS+F, которых тоже надо было бы наградить, так как после их масштабной выставки, с которой открылся обновленный "Манеж", продолжать и дальше игнорировать этих коммерчески успешных художников было уже просто неприлично.
Приз в номинации "Молодой художник. Проект года" и 10 тысяч евро присудили Дмитрию Венкову за видео-проект "Безумные подражатели" (фильм о несуществующем сообществе, собирающем мусор около МКАД). С Венковым в этой номинации конкурировали проект "Утопия" арт-группы ЗИП (их новый проект "Этот цех борется за звание образцового" со среды можно увидеть в галерее XL) и "Распорядок дня" Марии Сафроновой.
В общей сложности на "Премию Кандинского" было подано порядка 400 заявок, в том числе в общем списке номинантов была представлена группа Pussy Riot, однако в лонг-лист они не попали.
Все проекты, вошедшие в лонг-лист премии, можно было увидеть на выставке номинантов "Премии Кандинского" в кинотеатре "Ударник", который вскоре будет переделан под музей современного искусства.
Бросок с отскоком
С берегов Невы новости о непотребном, по мнению некоторых представителей общественности, поведении зарубежных артистов приходят регулярно. Теперь под прокурорскую проверку попали британские художники братья Джейк и Динос Чепмен, чья выставка "Конец веселья" проходит не где-нибудь, а в Эрмитаже, а на ее открытие с частным визитом приезжала топ-модель Кейт Мосс.
Выставка "Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья" в Эрмитаже
Как ранее рассказывал РИА Новости куратор экспозиции, заведующий сектором современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, особое внимание уделяется историческим параллелям творчества Чепменов и Гойи, а также антифашистской серии британских художников. Нацисты там предстают жалкими людьми, чье зло оборачивается против них самих. "Конец веселья" - часть этой серии, сделанная специально для показа в Эрмитаже, и центральная работа на выставке. Она представляет заключенные в девять витрин трехмерные коллажи с батальными сценами, приглядевшись к которым, можно обнаружить, что солдаты Вермахта убивают и мучают друг друга, а не противников. Словом, проект был охарактеризован как пацифистский и Озерков выражал надежду, что работа будет принята как антифашистское высказывание. Также среди экспонатов находятся христианские символы, распятый Рональд Макдональд и "босховские" уродцы.
Не всеми, впрочем, был понят истинный смысл выставки, и прокуратура Санкт-Петербурга была вынуждена провести ее проверку на предмет возможного нарушения уголовной статьи об экстремизме на основании многочисленных обращений от частных лиц.
Директор музея Михаил Пиотровский в свою очередь попросил ведомство разобраться с письмами, указав, что многие из них написаны будто под копирку.
Разбирательство было не долгим: сотрудники прокуратуры вместе с представителем Российского Государственного Исторического архива осмотрели экспонаты и вынесли вердикт: фактов осквернения христианских святынь не выявлено. Они также напомнили, что крест является не только символом христианства, но и орудием казни в Римской империи, поэтому оснований для принятия мер прокурорского реагирования в отношении организаторов выставки "Конец веселья" в Эрмитаже нет.