Рейтинг@Mail.ru
В Москве прошла гражданская панихида по Галине Вишневской - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

В Москве прошла гражданская панихида по Галине Вишневской

Читать ria.ru в
Гражданская панихида по певице прошла в Центре оперного пения Галины Вишневской в Москве. Отдать последнюю дань Вишневской пришли президент РФ Владимир Путин, премьер Большого театра Николай Цискаридзе, ректор Московской консерватории им. Чайковского Александр Соколов и многие другие.

МОСКВА, 13 дек — РИА Новости. Гражданская панихида по Галине Вишневской завершилась в столичном Центре оперного пения в четверг. Пришедшие проститься с великой певицей друзья, коллеги и поклонники говорили о том, что с Вишневской уходит целая эпоха настоящих больших артистов.

Галина Вишневская скончалась во вторник на 87-м году жизни. Гражданская панихида по певице прошла в четверг в Центре оперного пения Галины Вишневской в Москве. Гроб был установлен посреди сцены на черном пьедестале. У подножия стояли корзины с ландышами — любимыми цветами певицы. Кроме того, на красной бархатной подушке был выставлен Орден "За заслуги перед Отечеством" I степени.

Она пережила своего великого супруга всего на пять лет — Мстислав Ростропович умер в 2007 году. В пятницу певица будет похоронена на Новодевичьем кладбище, где покоится и маэстро.

Отдать последнюю дань Вишневской пришли президент РФ Владимир Путин, глава столичного департамента культуры Сергей Капков, премьер Большого театра Николай Цискаридзе, ректор Московской консерватории им. Чайковского Александр Соколов, дирижер Владимир Минин, вдова писателя Александра Солженицына Наталия, генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов, вдова первого президента России Наина Ельцина, председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, супруга премьер-министра РФ Светлана Медведева и многие другие.

Посмотрите фотоленту: Прощание с Галиной Вишневской >>

Дело Вишневской продолжит жить

Глава столичного департамента культуры Сергей Капков подчеркнул, что необходимо поддерживать дела, которые начала сама Галина Павловна.

"Наша задача — хотя бы попытаться быть достойными продолжателями ее дела. И фестивали, которые она делала в разных городах, этот Центр, ее ученики — это нужно поддерживать. Жаль, что ее нет больше с нами, но радостно от того, сколько она оставила нам. А главное — оставила нам ту высочайшую планку в искусстве, которую мы теперь будем стремиться не опустить", — сказал Капков РИА Новости.

Капков отметил, что у Вишневской "всегда было желание отдавать — отдавать ученикам, зрителям, мужу, семье, просто людям, и она… отдавала до конца жизни".

"Если посмотреть на ее долгую и яркую жизнь, то ничто не смогло заставить ее согнуть голову. Сколько бы ее ни била по голове жизнь, страна, система — она шла по жизни с высоко поднятой головой, расправленными плечами и, конечно, олицетворяла собой ту русскую интеллигенцию, с которой мы встречаемся все реже. Сегодня люди пришли проститься не только с ней, но и с той эпохой, тем Большим театром, тем высочайшим искусством, которое она олицетворяла собой", — заключил он.

Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой назвал Центр оперного пения лучшим памятником Вишневской.

"После ухода Галины Павловны остались две ее дочери — Ольга и Лена. Думаю, у Ольги характер мамин, и она сделает все, чтобы Центр был сохранен, потому что продолжение его жизни — это самое лучшее, что может быть памятью о Галине Павловне", — сказал РИА Новости Швыдкой.

По его словам, нет сомнений в том, что Центр будет развиваться, и ему будет оказана поддержка на всех уровнях.

Министр культуры РФ Владимир Мединский пообещал помочь дочерям Вишневской и Ростроповича в сохранении наследия.

"Я сказал Ольге Мстиславовне и Елене Мстиславовне, что они могут рассчитывать на меня, если понадобится какая-либо помощь для сохранения дела жизни их родителей", — сказал РИА Новости Мединский.

Дочь Вишневской Ольга, которую многие прочат на место матери, сказала журналистам, что перед смертью Галина Павловна обсудила с ней будущее Центра оперного пения.

"Мы знаем, что центр будет существовать и он будет продолжать нести имя Галины Павловны Вишневской. Она много со мной говорила о его судьбе, выразила мне свои очень определенные мысли и пожелания. То, что он будет жить, это абсолютно точно", — сказала журналистам Ольга Ростропович.

Конец эпохи больших артистов

Друзья и коллеги певицы считают, что с ее кончиной ушла эпоха больших артистов.

Друг Вишневской, театральный режиссер, руководитель театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман говорит, что она родилась, чтобы быть первой.

"Это большая трагедия не только для музыкального мира, но и для всей России, всего мира, — сказал РИА Новости Бертман. — Галина Павловна была человеком особым, отличающимся от всех. Это была очень красивая и очень сильная женщина. Она родилась, чтобы быть первой и всегда таковой оставалась. Она уходит от нас и этим завершает огромный исторический период в жизни планеты".

В 2006 Дмитрий Бертман руководил постановкой торжественного вечера, посвященного 80-летию певицы, а в прошлом году он же ставил праздник в честь ее 85-летия. Режиссер назвал историю жизни Вишневской, которую она сама описала в автобиографии, библейской историей.

"Она была найдена практически ребенком, и, пройдя тяжелое детство, блокаду, вознеслась на Олимп славы очень быстро и сразу стала лучшей, первой. Это место она не покидала всю жизнь, как лучшая она и уходит", — сказал он.

Дирижер и скрипач Сергей Стадлер сказал РИА Новости, что "это тот случай, когда замены нет и быть не может".

"Мстислав Леопольдович и Галина Павловна были звездной парой, и мне кажется, что такого уровня артистов и личностей уже не будет никогда. Артисты, как матрешки — каждое следующее поколение меньше предыдущего. Такая величина к нам никогда уже не вернется, причем, это же не только на сцене, а во всем — в жизни, в семье, в педагогике", — подчеркнул Стадлер.

Певец и композитор, чрезвычайный и полномочный посол Азербайджана в РФ Полад Бюль-бюль-оглы отметил, что приезды Вишневской и Ростроповича на родину маэстро в Баку всегда были настоящими праздниками для жителей города.

"Мстислав Леопольдович, как известно, бакинец, и он каждый год приезжал в Баку вместе с Вишневской. Они очень много делали для развития музыкальной культуры Азербайджана, давали мастер-классы, Ростропович дирижировал симфоническим оркестром Азербайджана. Их приезды были настоящим музыкальным праздником для всех", — поделился он с РИА Новости, добавив, что сейчас многие ученики Вишневской исполняют главные партии в бакинских театрах.

Бюль-бюль-оглы также напомнил, что в городе ежегодно проводится фестиваль Ростроповича, который возглавляет дочь маэстро Ольга.

"После ухода Мстислава Леопольдовича Галина Павловна заполняла этот вакуум, а сегодня наступает ощущение огромной пустоты. Это люди, которые, уходя, уносят с собой целый мир", — считает посол.

Режиссер Иван Поповски, который поставил в Центре Вишневской несколько спектаклей, считает утешительным моментом то, что певица оставила после себя много учеников, которые могут "хотя бы крупицу ее таланта донести, чтобы не потерялось".

"Галина Павловна защищала музыку — то, без чего не может быть оперного театра. Она очень чувствовала синтез, гармонию между музыкой и театром. Она учила своих учеников тому, что невозможно сегодня просто петь, что это — театр", — сказал режиссер РИА Новости.

Директор Симфонического оркестра Москвы "Русская филармония" Гаянэ Шиладжян считает, что перед такой женщиной, как Вишневская, "можно только преклоняться".

"Галина Павловна была человеком потрясающего таланта, безумной любви к музыке, и она была настоящей женщиной", — сказала она РИА Новости.

Народная артистка России Илзе Лиепа отметила, что записи Вишневской всегда помогали ей.

"С Галиной Павловной связана буквально вся моя жизнь. И я, и мой брат (Андрис Лиепа — РИА Новости) не расставались с ее голосом никогда. Когда где-то слышали какую-то неудачную постановку, приезжали домой и скорее ставили запись Вишневской, чтобы просто очистить уши и насладиться ее дивным голосом. Вишневская — это символ эпохи, символ русской оперной школы. С этого момента начинается ее бессмертие", — сказала Лиепа РИА Новости.

Вдова писателя Александра Солженицына Наталия рассказала, что семья Солженицыных многие годы близко дружила с Вишневской и Ростроповичем. Солженицына вспоминает о певице, как о человеке страстном, искрометном и противоречивом.

Вишневской и Ростроповичу в свое время пришлось покинуть родину именно из-за Солженицына — за его поддержку они подверглись преследованию властей и лишились советского гражданства.

"Плакать надо не о ней, а о нас — ее река жизни достигла океана вечности. А вот мы остаемся, и в зале, где прощаются, стоит много молодых людей в "почетном карауле". Завтра мы ее похороним, и самое главное, чтобы этот "почетный караул" сохранился, чтобы люди, которые ее знали, пусть даже не лично, оказались верны тому примеру, который давали нам Вишневская, Ростропович и Солженицын", — сказала Солженицына РИА Новости.

Последние дни

Дочери Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича поблагодарили тех, кто пришел в четверг проститься с певицей. Они рассказали журналистам, что артистка предчувствовала свой уход и захотела провести последние дни на родине.

"Галина Павловна была нездорова, она пережила блокаду, после войны у нее был туберкулез, одно легкое не давало покоя. Мама лечилась, но в какой-то момент была готова к уходу. Она всегда говорила, что жить можно где угодно, а умирать надо на родине. В воскресенье мы прилетели из Германии в Россию. Она ушла у нас с сестрой на руках, окруженная любовью, абсолютно счастливая", — рассказала Ольга Ростропович.

По ее словам, в момент кончины Вишневской в их загородном доме играла духовная музыка, Галина Павловна причастилась, она держала в руках молитвенник своего покойного мужа Мстислава Леопольдовича Ростроповича.

Галина Павловна Вишневская родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде. С 1944 по 1951 год работала в Ленинградском областном театре оперетты — сначала в хоре, затем стала исполнять сольные партии. В 1952 году, несмотря на отсутствие консерваторского образования, была принята в стажерскую группу Большого театра, где впоследствии стала ведущей солисткой. Среди партий, которые она исполнила в этом театре — Татьяна в "Евгении Онегине", Лиза в "Пиковой даме", Купава в "Снегурочке", Донна Анна в "Каменном госте", Аида в одноименной опере Верди и другие.

В 1955 году вышла замуж за виолончелиста Мстислава Ростроповича. С 1974 по 1990 год Вишневской и Ростроповичу пришлось проживать за пределами России — они подверглись преследованию властей за поддержку Александра Солженицына (с 1978 по 1990 год Вишневская была лишена советского гражданства). В эти годы певица жила в США и во Франции, выступала в крупнейших театрах мира, а также ставила в качестве режиссера оперные спектакли.

В 2002 году открылся Центр оперного пения Галины Вишневской в Москве. А с 2006-го стал проходить Открытый международный конкурс оперных артистов Вишневской, где певица возглавляла жюри. Центр оперного пения Галины Вишневской в этом году отмечает 10-летие со дня своего создания. В честь этого события был запланирован ряд юбилейных спектаклей и гала-концертов. В частности, 17 декабря в Венской ратуше должна была состояться презентация центра.

Десять блистательных партий Галины Вишневской >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала