Рейтинг@Mail.ru
Эксперты неоднозначно оценивают политическую часть послания Путина - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эксперты неоднозначно оценивают политическую часть послания Путина

Читать ria.ru в
Дзен
Политическая часть послания президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию вызвала весьма противоречивые оценки среди политических партий и экспертов: политологи увидели в ней признаки либерализации, а партии поддержали не все инициативы.

МОСКВА, 12 дек — РИА Новости. Политическая часть послания президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию вызвала весьма противоречивые оценки среди политических партий и экспертов: политологи увидели в ней признаки либерализации, а партии поддержали не все инициативы.

"Сегодняшнее послание было стратегически ценностным, задающим определенные принципы, на которых должна развиваться страна в целом, строиться политическая система… В послании был сигнал элите, прежде всего тот кодекс добросовестной конкуренции, который он сформулировал, определения, что значит быть российским политиком, что недопустимо для него", — сказал РИА Новости политолог Дмитрий Бадовский.

Он обратил внимание на то, что в своем выступлении Путин сформулировал принципы применительно к политической системе, политической конкуренции, поведению элит и качеству власти.

Десять главных заявлений девятого послания Путина >>

Политолог Игорь Бунин высказал мнение, что президент "предложил некие оживления политической системы", избегая при этом прямого диалога с оппозицией.

"Перед посланием была некая задача. Можно было продолжать репрессивную логику, которая появилась после 6 мая — это один вариант. Второй вариант — пойти навстречу, перестать называть оппозицию бандерлогами, сказать, что это люди, с которыми нужно вести диалог и так далее. Путин выбрал промежуточный вариант. Он вообще не упомянул об оппозиции. Там не было ни слова, как будто ее не существует. Хотя сейчас оппозиция на спаде, поэтому некоторая логика в этом присутствует", — отметил он.

По мнению политолога Бориса Макаренко, в послании прозвучали "вещи, которые были к моменту прихода Путина к власти" в 2000 году и были отменены им и позднее президентом Дмитрием Медведевым.

"Тот набор зажимов и повышения барьеров на поле электоральной конкуренции, который происходил с 2004 год, в очень короткие сроки показал свою полную несостоятельность и безнадежно отстал от состояния общества. Итог этих мер — "Болотная" год назад. Второе, о чем это говорит — здравый смысл у власти есть. Главное, чтобы эти законы не были испорчены в процессе доработки", — сказал он.

Возвращение одномандатников в Госдуму

Путин поддержал идею возвращения к смешанной системе выборов в нижнюю палату парламента, отметив, что за это выступают многие политические партии и эксперты.

"Некоторые говорят и о восстановлении права участия в выборах избирательных блоков. Давайте подумаем отдельно над этим вопросом. Он требует детального обсуждения, рассмотрения и дискуссии", — заявил Путин.

По мнению политолога Владимира Слатинова, смешанная система выборов "с одной стороны, усилит влияние регионов в парламенте, с другой стороны, это приведет к гарантированному сохранению в Думе провластного большинства".

Против возврата выборов в Госдуму по одномандатным округам уже выступила ЛДПР.

"По этим округам пройдут актеры, певцы, спортсмены, известные люди, которые придут (в Думу) и будут спать, а больше ничего делать не будут", — убежден вице-спикер нижней палаты, глава Высшего совета партии Игорь Лебедев.

Коммунисты отнеслись к этой инициативе неоднозначно.

"Мы всегда были за то, чтобы одномандатники были, но в ситуации имеющегося выборного законодательства эта мера будет работать только в пользу "Единой России". Административный ресурс с одномандатными округами работает эффективнее, чем с партийными списками", — сказал первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников.

Глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству, единоросс Владимир Плигин в свою очередь отметил, что введение смешанной системы выборов в нижнюю палату отражает пожелание очень многих политических сил в РФ.

Законодательная инициатива парламентариев в регионах

Путин предложил наделить членов Совета Федерации и депутатов Госдумы правом законодательной инициативы в заксобраниях своего субъекта. "Тем самым мы усилим связь федерального законодательства с жизнью регионов и законодателя как такового", — отметил президент.

Плигин назвал это предложение интересным, указав на то, что парламентарии "самым активным образом участвуют в работе заксобраний субъектов РФ".

"И ранее целый ряд предложений, которые делали региональные парламенты, формировались во взаимодействии или, как минимум, в рамках консультаций и с членами Совета Федерации, и с депутатами Госдумы", — сказал Плигин.

Реализовать эту инициативу, по его словам, можно будет достаточно оперативно. Он также высказал мнение, что возникновение у парламентариев такого права будет достаточно интересным элементом развития взаимодействия конкретного депутата или сенатора и в целом парламента РФ с региональными заксобраниями.

"Это в известной степени будет способствовать и улучшению качества вносимых субъектами РФ в Госдуму законодательных инициатив, и, как следствие, сократится количество отклоняемых законопроектов регионов", — отметил глава комитета.

Политолог Борис Макаренко, напротив, отнесся к идее наделения парламентариев правом законодательной инициативы в регионах скептически.

"Вроде бы восстанавливается симметрия, так как региональные законодатели имеют право законодательной инициативы на федеральном уровне, но на самом деле большинство депутатов Думы и сенаторы избирателю неизвестны. И такие люди придут в регион, куда они до этого, может быть, два-три раза заезжали, и скажут: "Вот вам законодательная инициатива и давайте в "урюпинской" области такой закон примем". Крайне сомнительная легитимность", — пояснил он.

Вместе с тем эксперт допустил, что в перспективе, после введения смешанной системы выборов в Госдуму и развитием системы выборов в Совет Федерации, такая симметрия будет более оправдана.

Ценность демократии и закона

Путин заявил, что для России нет и не может быть другого политического выбора, кроме демократии, отметив при этом, что "российская демократия — это власть именно российского народа с его собственными традициями народного самоуправления, а вовсе не реализация стандартов, навязанных нам извне". Демократия — это в том числе соблюдение и уважение принятых действующих законов, правил и норм, подчеркнул президент.

Цивилизованный диалог, по его словам, возможен только с теми политическими силами, которые цивилизованным же образом выдвигают, обосновывают и формулируют свои требования, отстаивают их в рамках закона.

Глава государства также отметил, что государство должно и будет стремиться к тому, чтобы обеспечить равный доступ всех политических партий к средствам массовой информации, и не только в процессе избирательных кампаний, а в текущей жизни.

Путин обратил внимание и на необходимость "уделить большее внимание развитию прямой демократии, непосредственного народовластия, в том числе речь о праве народной законодательной инициативы". Президент отметил, что модернизация политической системы необходима, однако нельзя платить слишком высокую цену.

Политолог Борис Макаренко увидел в словах президента определенную либерализацию.

"Общий подход к демократии не сильно отличается от классического "путинского": слов "суверенная демократия" не произнесено, но, по сути, воспроизведена та же концепция. Единственное, сделан сильный акцент на том, что демократия нужна и ей нет альтернатив", — полагает он.

Эффективность и отвественность госвласти

Среди основных проблем Путин назвал низкую эффективность государственной власти и коррупцию. Главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы должно стать общественное мнение. При этом должна быть кардинально повышена персональная ответственность, вплоть до временной дисквалификации, заявил он.

"Это означает, что нерадивый чиновник не только может и должен быть отстранен от занимаемой должности, но ему должно быть запрещено какое-то время заниматься этим видом деятельности", — сказал Путин.

Бадовский обратил внимание на то, что глава государства "четко заявил, что качество власти, а значит и доверие к власти, доверие к государству со стороны общества — это ключевая вещь, без которой стратегически развиваться страна не сможет".

"Или мы будем постоянно сталкиваться с проблемами дефицита доверия, неэффективностью, коррупцией. Путин сформулировал определенные принципы, определенные правила игры", — сказал эксперт.

Президент призвал парламент поддержать ограничения для чиновников и политиков на собственность, счета и ценные бумаги за рубежом, подчеркнув, что недвижимость госслужащих за рубежом должна быть задекларирована, а чиновник должен отчитаться, на какие деньги он ее купил.

Путин заверил, что наступление на коррупцию продолжится. В частности, он попросил парламент ускорить принятие закона о федеральной контрактной системе, обратив внимание на то, что важнейшее значение имеет аудит эффективности и целесообразности бюджетных расходов, закупок государства и госкомпаний, а также публичная отчетность о ходе и результатах исполнения госконтрактов.

Глава государства заявил, что правящая партия и парламентская оппозиция должны получить право выдвигать кандидатов на пост председателя, заместителя и аудиторов Счетной палаты. При этом он предложил ограничить их пребывание в должности двумя сроками подряд.

Глава Счетной палаты Сергей Степашин поддержал это предложение и высказал идею распространить подобную практику и на другие федеральные ведомства.

"Нормально, два срока вполне достаточно — это 12 лет. Пусть это коснется не только Счетной палаты, но и других федеральных органов власти, которые прописаны в Конституции. Это будет правильно", — сказал журналистам Степашин.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала