Рейтинг@Mail.ru
Политехнический музей в Москве - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Политехнический музей в Москве

Читать ria.ru в
Дзен
12 декабря (30 ноября по старому стилю) 1872 года в Москве открылся Музей прикладных знаний ‑ современный Политехнический музей.

Политехнический музей в Москве — национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно‑технических музеев мира.

Музей был учрежден по личному указу императора Александра II. 23 сентября 1872 года высочайшим повелением был учрежден Комитет для устройства в Москве Музея прикладных знаний и заведывания им. Комитет был создан по инициативе ученых‑просветителей, членов Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Начало же музею было положено организацией Всероссийской Политехнической выставки, открывшейся в Москве 30 мая 1872 года, и посвященной 200‑летию со дня рождения Петра I. После закрытия выставки ее экспонаты стали основой собрания будущего музея и были размещены во временном помещении дома Степанова на Пречистенке.

12 декабря (по новому стилю) 1872 года Политехнический музей впервые открыл свои двери для посетителей.

10 июня 1874 года Московская городская дума выделила участок вдоль каменной стены Китай‑города, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами, под строительство постоянного здания будущего музея.

Эскизные проекты, представленные Комитету по устройству музея, рассматривались экспертной комиссией, в которую вошли известные российские архитекторы. Был одобрен проект архитектора Ипполита Монигетти. Ему поручили исполнение детальных чертежей и шаблонов как для фасада, так и для внутренней отделки. Одновременно были одобрены планы постройки, выполненные Николаем Шохиным, а расположение главного входа и лестницы — по проекту Александра Каминского.

9 мая 1875 года началось возведение здания на Лубянской площади. Это был первый и уникальный опыт проектирования и строительства в России здания специального музейного назначения.

Объемно‑пространственная структура здания формировалась более тридцати лет. В 1877 году был выстроен центральный корпус по проекту Монигетти в русско‑византийском стиле, в 1896 году было возведено правое крыло, в 1907 году — левое, куда вошла ставшая вскоре знаменитой Большая аудитория.

При сохранившемся общекомпозиционном решении здания, принятом в первоначальном проекте Монигетти, в процессе стройки возникали стилистические изменения в исполнении его составных частей. Правая часть здания, выстроенная в тех же традициях "русского стиля", приобрела новые черты — композиционные элементы фасада "растянуты", сокращены декоративные элементы, смещен уровень этажей. Левая часть ‑ яркий образец стиля модерн в его национальном исполнении. Асимметричное построение композиции боковых фасадов подчеркивает доминирующее значение центрального корпуса.

Большая аудитория, перекрытая плоским потолком без единой промежуточной опоры, сооружалась по проекту и под наблюдением инженера Анатолия Семенова, и сразу же удостоилась похвал специалистов. В центре потолка имелось застекленное пространство, через которое падал дневной свет. На сцене, позади трибуны лектора, находилась стеклянная камера (вытяжной шкаф) для химических опытов, а над ней таблица с изображением Периодической системы элементов Менделеева. Слушатели также оценили безукоризненную акустику аудитории.

Хотя основной инженерно‑архитектурный план, задуманный автором проекта, остался до наших дней прежним, начиная с 1948 года интерьеры Большой аудитории постоянно менялись.

Кроме блока помещений, относящихся к Большой аудитории (вход, вестибюль, лестницы, "раздевальни"), вся остальная площадь крыла была занята торговыми помещениями. По поперечной оси, соединяющей Большой Лубянский и Китайский (ныне Китайгородский) проезды был устроен двухсветный пассаж, на него выходили витрины и окна первого и антресольного этажей. Из пассажа был свободный выход на оба проезда. По условиям застройки во всем комплексе здания подвальный, первый и антресольный этажи сдавались в аренду под торговые помещения.

Уличные фасады Политехнического музея сохранили свой первоначальный декор и дошли до нашего времени лишь с незначительными изменениями, обусловленными ликвидацией торговых помещений. Первоначально фасады не были монохромными, а поверхности стен представляли сочетание белого и охристого цветов. Специалисты считают, что вероятна и более сложная окраска, характерная как для эпохи модерна, так и для эпохи эклектики.

На фасаде северного крыла сохранилась пострадавшая от времени монументальная живопись. Исследователи приписывают ее эскизную разработку архитектору князю Георгию Макаеву, одновременно с проектированием основавшему фонд, на средства которого и было построено крыло. Триптих выполнен в технике фрески.

Во внутреннем убранстве музея важное место занимает парадная лестница. Лестница украшена декоративными элементами, символизирующими древнерусские формы.

Присутствуют система разнообразных сводов, полуциркульные вверху двух ‑ и четырехстворчатые двери с оригинальным орнаментом в филенках и латунными ручками‑скобами, лестницы с чугунными литыми балясинами сложной формы, фигурные лестничные ограждения; чугунные ступени и перила винтовых лестниц, напольное покрытие (кафельная плитка, паркет, металлические плиты, метлахская плитка), кафельные печи, мебель, зеркала.

В наши дни архитектурно‑декоративное оформление центрального корпуса сохранилось в вестибюлях и в экспозиционных залах. Больше всего интерьеры музея пострадали  в зонах, не использовавшихся под музейные цели.

Политехнический музей всегда был центром научной, культурной и общественной жизни Москвы. Традиционная для Политехнического музея форма работы — публичные лекции. Лекции о последних достижениях науки здесь читали Александр Столетов, Николай Жуковский, Федор Бредихин, Климент Тимирязев, Александр Бутлеров и другие выдающиеся ученые. В музее проводились демонстрации последних достижений научной и технической мысли: лампы Яблочкова, телефонов Белла и Голубицкого, фонографа Эдисона. Устраивалось первое в Москве электрическое освещение.

В Большой аудитории Политехнического проводились поэтические и музыкальные вечера. С ее трибуны выступали поэты Владимир Маяковский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, а также политики, философы и величайшие ученые мира.

В декабре 1991 года Политехнический музей был объявлен федеральной собственностью как особо ценный объект российского национального культурного наследия.

Политехнический музей хранит свыше 170 тысяч музейных предметов, около 100 музейных коллекций, многие из которых уникальны. Экспозиция музея занимает площадь около 10,5 тысяч квадратных метров, в 65 залах музея представлены самые различные области техники — горное дело, металлургия, химическая технология, автоматика и вычислительная техника, связь, оптика, метеорология, космонавтика, энергетика, транспорт.

В комплекс музея входит Научная библиотека (более трех миллионов книг и печатных изданий) и Лекторий. В Лектории проводятся поэтические и музыкальные вечера, встречи с выдающимися людьми, выступления ученых.

Ежегодно музей принимает около 450 тысяч посетителей.

Генеральный директор музея ‑ Борис Салтыков, кандидат экономических наук, известный специалист в области экономики, организации и управления научно‑техническим развитием.

В 2001 году был создан попечительский совет Политехнического музея музея. В Совет входят известные ученые, государственные деятели, представители деловых кругов, руководители крупнейших центров инженерного образования, деятели отечественной культуры. Председатель попечительского совета — Игорь Шувалов, первый заместитель председателя правительства РФ.

В апреле 2010 года президент России Дмитрий Медведев поручил министерству культуры разработать концепцию создания на базе Политехнического музея в Москве музея науки, представляющего достижения науки и техники на основе применения передовых музейных технологий.

Фонд развития музея, учрежденный "Роснано" в октябре 2009 года, объявил международный конкурс, чтобы выбрать разработчика его новой концепции. К участию в конкурсе были приглашены ведущие российские и зарубежные компании, специализирующиеся в области концептуального проектирования музейных и образовательных центров.

Разработчиком новой концепции музея по итогам конкурса стала британская компания Event Communications, а реконструкцию здания будет проводить известный японский архитектор, лауреат "Золотого льва" Венецианской биеннале Джунья Ишигами (Junya Ishugami).

Концепция музея позволит спланировать дальнейшие шаги модернизации Политехнического музея, включая реставрацию его здания, а также создание проектов экспозиций, хранилищ и других пространств, необходимых для успешного функционирования современного музея науки.

Согласно постановлению правительства РФ, реконструкция здания Политехнического музея будет проводиться за счет федеральных бюджетных средств, ее стоимость составит 7 миллиардов 617 миллионов рублей.

На время реконструкции исторического здания представительством музея будет служить площадка на территории ВВЦ. На площадке предусмотрено проведение экскурсий для разных посетителей, занятий для школьников и фестивалей. С 2014 года предполагается запуск программы временных тематических выставок.

В начале весны 2013 года будет выбран проект нового Музейно‑просветительского центра Политехнического музея и МГУ имени Ломоносова, который построят на Воробьевых горах рядом с фундаментальной библиотекой и учебным корпусом "Шуваловский".

Завершение реконструкции главного здания музея и строительства здания на территории МГУ запланировано на осень 2016 года; открытие Политехнического музея после реконструкции и открытие Научно‑просветительского центра на территории МГУ состоится в 2018 году. 

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала