КИЕВ, 11 дек — РИА Новости, Андрей Лубенский. Высший хозяйственный суд Украины во вторник оставил в силе решение апелляционного суда, который подтвердил невиновность украинских военных в крушении российского лайнера Ту-154 авиакомпании "Сибирь" в 2001 году. Таким образом, украинская Фемида поставила точку в деле, которое рассматривалось более десяти лет.
Смерть в воздухе
Самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь" (S7 Airlines), выполнявший рейс Тель-Авив — Новосибирск, разбился в октябре 2001 года. В результате взрыва авиалайнер потерпел катастрофу и упал в Черное море в 185 километрах от Сочи. Погибли все 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) установила, что лайнер над Черным морем сбила ракета, запущенная украинскими военными, проводившими в тот день учения в Крыму: военные перепутали пассажирский самолет с учебной целью.
Украина спустя некоторое время после трагедии, не дожидаясь результатов расследования, выплатила семьям жертв моральную компенсацию в размере 200 тысяч долларов на каждого погибшего. Трагедия стоила должности тогдашнему министру обороны Украины Александру Кузьмуку и ряду генералов украинской армии.
В январе 2011 года было объявлено, что, согласно выводам Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз, причиной крушения лайнера не было попадание украинской ракеты.
Иск "Сибири"
В то же время официальный Киев не возместил ущерб российской авиакомпании, и "Сибирь" в 2004 году подала иск, в котором требовала взыскать с министерства обороны и государственного казначейства Украины 15,32 миллиона долларов за сбитый самолет и упущенную выгоду. Однако Хозяйственный суд Киева в начале сентября 2011 года отклонил иск авиакомпании. Российская авиакомпания обжаловала это решение, но Апелляционный хозяйственный суд Киева в мае этого года оставил вердикт без изменений. Адвокаты "Сибири" в июне обратились с кассационной жалобой в Высший хозяйственный суд страны.
В жалобе говорится, в частности, что суды первой и апелляционной инстанции неправильно, по мнению истца, применили нормы материального права. Представитель авиакомпании в суде напомнил, что президент Украины от имени государства официально признал причиной катастрофы поражение самолета ракетой, выпущенной во время учений. Он также напомнил о выводах созданной по распоряжению президента украинской комиссии, которые "были положены в основу межгосударственных соглашений о регулировании претензий государства Израиль и государства Россия".
Поскольку эти и ряд других обстоятельств судами первой и апелляционной инстанции не были приняты во внимание, а выводы Киевского НИИ судебных экспертиз вызывают вопросы, представитель "Сибири" попросил удовлетворить кассационную жалобу российской авиакомпании.
В свою очередь, представители ответчиков (министерства обороны и госказначейства Украины) просили суд в жалобе авиакомпании отказать и оставить без изменений решения судов первой и апелляционной инстанций. Суд счел их доводы убедительными.
Российская сторона пока никак не отреагировала на судебное окончание этого резонансного дела.
Виновных нет?
В январе 2011 года сотрудники Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ) провели повторную экспертизу и пришли к выводам, что украинская ракета не могла сбить пассажирский самолет.
Украинские эксперты ссылаются на данные контроля РЛК "Геленджик" от 4 октября 2001 года, согласно которым в воздушном пространстве за 30 секунд до взрыва наблюдался неизвестный объект на расстоянии 49,9 километра от места катастрофы. Экспертиза КНИИСЭ установила, что если бы неизвестным объектом была ракета 5В28 ЗРК С-200В украинских войск, то она не могла за 30 секунд по своим тактико-техническим характеристикам преодолеть расстояние до самолета и поразить его.
Вместе с тем эксперты утверждают, что катастрофа российского самолета произошла вследствие действия на его детали в направлении сверху и до середины множества твердых предметов (поражающих элементов) диаметром около 10 мм, которые владели значительной кинетической энергией. Эксперты не смогли установить принадлежность поражающих частиц к конкретному взрывному устройству.
Виновные в крушении самолета до сих пор не установлены. Генпрокуратура Украины в 2004 году вынесла постановление о прекращении расследования дела, но это решение отменил Военный суд Киевского гарнизона, не согласившись с выводами следствия. В 2007 году Генеральная прокуратура закрыла уголовное дело по факту авиакатастрофы лайнера в связи с отсутствием состава преступления.