МОСКВА, 11 дек — РИА Новости. Российские школьники 4 и 8 классов, по результатам международного исследования TIMSS, улучшили свои знания в области математики, а также занимают лидирующие позиции среди сверстников из других стран и в изучении естественнонаучных предметов.
Международное сравнительное мониторинговое исследование TIMSS (TIMSS — Trends in Mathematics and Science Study) позволяет проследить тенденции развития математического и естественнонаучного общего образования. В исследовании, которое проводится с 1995 года каждые четыре года, оцениваются образовательные достижения учащихся 4 классов начальной школы и учащихся 8 классов. Дополнительно изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах-участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей. Исследование организовано Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA — International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
В исследовании TIMSS-2011 приняли участие более 600 тысяч учащихся начальной и основной школы из 63 стран. От России в нем участвовало 412 образовательных учреждений из 50 регионов страны. Из них в 202 учреждениях проводилось тестирование выпускников начальной школы (около 4,5 тысяч учащихся 4 классов), в 210 — тестирование учеников 8 классов (почти 5 тысяч школьников).
Математика
В TIMSS 2011 года результаты российских школьников 4 и 8 классов по математике существенно превышают средние результаты стран-участниц. У российских четвероклассников средний балл равен 542, у восьмиклассников — 539.
В лидирующую группу стран по математической подготовке учащихся начальной и основной школы, как и в предыдущие годы (2003, 2007), вошли страны Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона: Сингапур, республика Корея, Гонконг, Тайвань и Япония.
Российские учащиеся 4 класса находятся во второй группе из 9 стран, показавших примерно одинаковые результаты и занявших места с 7 по 15. Результаты остальных 35 стран, участвовавших в исследовании, существенно ниже российских (среди них Германия, Австралия, Чешская республика, Венгрия, Австрия). Школьники Сингапура на первом месте, Кореи — на втором, Гонконга — на третьем.
Результаты российских учащихся 8 класса значимо ниже результатов учащихся лидирующих стран и выше результатов учащихся 36 стран (среди них Финляндия, США, Англия, Австралия, Венгрия). В лидерах ученики Кореи — первое место, Сингапура — второе место, Тайваня — третье.
Продемонстрировали высший уровень математической подготовки 13% российских учащихся 4 класса, а 34% — высокий, 35% — средний, 15% показали низкий уровень (наличие только некоторых базовых знаний), а остальные 3% четвероклассников имеют только фрагментарные знания, которые не отвечают международному стандарту низкого уровня.
Среди российских учащихся 8 класса показали высший уровень подготовки по математике 14%, высокий уровень — 33%, средний уровень — 31%, низкий уровень подготовки — 17%, у остальных 5% знания не отвечают международному стандарту низкого уровня.
По сравнению с предыдущими исследования среди российских восьмиклассников значительно увеличилось число учащихся с высоким и высшим уровнями подготовки (с 30% до 47%) и снизилось число слабо подготовленных учащихся (с 36% до 23%). Для сравнения: в лидирующих странах высокий или высший уровень подготовки по математике продемонстрировали 60-80% учащихся 4 и 8 классов.
Естественнонаучные предметы
Что касается результатов российских учащихся 4 и 8 классов по естественнонаучным предметам, то они значительно выше, чем у учащихся большинства стран — участниц TIMSS-2011.
Результаты российских четвероклассников составили по международной шкале 552 балла, а 8 класса — 542 балла. Лишь небольшое число стран превзошли Россию по результатам данного исследования: по 4 классу — три страны из 50 (республика Корея, Сингапур и Финляндия). С результатами учащихся Японии и Тайваня нет значительного различия; по 8 классу — пять стран из 42 (Сингапур, Тайвань, республика Корея, Япония и Финляндия). Нет большой разницы с результатами учащихся из Словении, Гонконга и Англии.
По сравнению с 2003 годом, в естественнонаучной подготовке российских учащихся 4 и 8 классов наметилась положительная тенденция.
Российских четвероклассники поднялись на 26 баллов по международной шкале и заняли пятое место. Впереди школьники Кореи, Сингапура, Финляндии и Японии. А восьмиклассники также улучшили свои позиции и заняли седьмое место, пропустив вперед сверстников из Сингапура, Тайваня, Кореи, Японии, Финляндии и Словении.
Среди учащихся 4 класса в 2011 году высший уровень овладения знаниями и умениями по естествознанию имеют 16% российских четвероклассников, высокий уровень — 36%, средний уровень — 34%, а низкий уровень — 12%, а 2% не смогли продемонстрировать даже элементарных знаний.
Среди учащихся 8 класса высший уровень показали 14% российских школьников, высокий уровень — 34%, средний уровень — 33% и низкий уровень — 15%. Не достигли даже низкого уровня 4%.
В лидирующих странах высокий и высший уровень естественнонаучной подготовки показали 65-70% учащихся 4 и 8 классов. В России таких учащихся оказалось около половины.
По сравнению с предыдущими исследования увеличилось число учащихся 4 класса с высоким и высшим уровнями подготовки и уменьшилось количество, продемонстрировавших низкий и самый низкий результаты. Также с 2003 и 2007 годов увеличилось число восьмиклассников со средним, высоким и высшим уровнями естественнонаучной подготовки
Исследование в России проводилось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО по заказу Минобрнауки РФ и при участии органов управления образованием регионов, участвовавших в исследовании.