11 декабря умерла Галина Вишневская - гордость российской и мировой оперной сцены, певица, которой Анна Ахматова когда-то посвятила строки:
"И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет".
РИА Новости вспоминает десять бессмертных партий Галины Вишневской.
Татьяна в опере Чайковского "Евгений Онегин"
В 1952 году Галина Вишневская поступила в стажерскую группу Большого театра, а уже через год ей была доверена первая большая работа – партия Татьяны в опере Чайковского "Евгений Онегин". Сначала Вишневская сомневалась, считая, что у нее недостаточно опыта для такой вокально и психологически сложной партии. Тем не менее, эта роль стала ее триумфом, сделала солисткой главного театра страны и, как выразился Борис Покровский, "козырной картой в колоде Большого театра".
В своих мемуарах Вишневская вспоминала, как в 1959 году выступала с этой партией в США: "Когда я вышла в своем первом концерте в Карнеги-Холл петь с оркестром письмо Татьяны из "Евгения Онегина", публика встретила мое появление овацией, еще не зная, чего можно ждать от меня, но чувствовалось, что они все хотят поддержать меня, и эта доброжелательность зала дала мне такое душевное ликование и восторг! Когда же я закончила, зал заревел, затопал ногами и... засвистел! От неожиданности у меня потемнело в глазах, но тут же я увидела, как ко мне тянутся руки вскочивших со своих мест американцев, что-то кричащих. Тогда я вспомнила, что в Америке свист - проявление высшего восторга".
Тридцать лет спустя оперная дива попрощалась с большой сценой в Парижском Гранд-Опера, исполнив эту же партию.
![]( http://weekend.ria.ru/images/78883/99/788839939.jpg)
Купава в опере Римского-Корсакова "Снегурочка"
Партию Купавы в опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка" в исполнении Вишневской называют уникальным открытием в русской опере. Дело в том, что певица никогда не видела ее на сцене и поэтому фактически создавала эту роль с нуля, в итоге полностью изменив концепцию образа.
Работа над второй ролью молодой певицы в главном театре страны не всегда шла гладко - Вишневская долго не могла уловить нужного внутреннего градуса партии. По словам певицы, образ Купавы стал для нее ясен благодаря режиссеру Борису Покровскому. Она вспоминала о разговоре с Покровским:
"После Татьяны в "Онегине" и "Фиделио" Бетховена он мне поручил Купаву в "Снегурочке". Это был мой второй сезон в Большом театре. Партия напряженная, крикливая, я никак не могла почувствовать эту героиню.
- Ну что вы как матрона ходите?
- Да что-то никак не могу почувствовать, как себя вести.
- А сколько, по-вашему, лет Купаве?
- Ну, может быть, 20...
- Да вы что, смеетесь? В деревне у нее к 20 годам уже куча детей была бы. Снегурочке по тексту лет 15, значит, Купаве - 16. Только у Снегурочки в жилах вода, а у Купавы что? Кровь!
Мне таких указаний было достаточно. Все сразу становилось на свои места, и я могла делать на сцене что угодно".
Впоследствии режиссер, не раз работавший с Вишневской и ставший для нее учителем, подчеркивал, что роли Купавы, Катарины, Полины, Наташи Ростовой - "уникальные для самой Вишневской и для нас".
Катарина в опере Шебалина "Укрощение строптивой"
В 1957 году на сцене Большого театра состоялась премьера оперы Виссариона Шебалина "Укрощение строптивой". Галина Вишневская исполнила партию Катарины, а в роли Петруччио выступил Владимир Отделенов. По признанию критиков, "Укрощение строптивой" - одна из лучших лирико-комических опер XX века. Катарина Вишневской – гордая и в то же время чувствительная героиня, болезненно переживающая свое положение "невесты на выданье". Чтобы скрыть обиду от окружающих, она прячет ее под маской строптивости. Так в арии второго акта "Меня ославили строптивой" неожиданно раскрывается все богатство ее внутреннего мира, а к пятому акту музыка уже полностью следует за внутренними переживаниями героини, гармонирует с ее настроением. В этот момент Вишневская исполняла арию "Я день и ночь терплю терзанья", передающую и мелодически, и вокально чувство неразделенной любви, а развязка приходилась на финальный дуэт Катарины и Петруччио с хором – торжественный гимн любви и ее всепобеждающей силы.
![]( http://weekend.ria.ru/images/78884/56/788845651.jpg)
Баттерфляй в опере Пуччини "Чио-Чио-сан"
"Мадам Баттерфляй - одна из моих любимых партий, это одновременно самая нежная и самая страстная опера", - говорила в одном из интервью Галина Вишневская. Для Вишневской эта роль стала одной из знаковых в карьере. Она пела эту партию уже будучи беременной старшей дочерью Ольгой. Кстати, кимоно, скрывавшее фигуру певицы сохранилось до сих пор в музее Большого театра.
В русском варианте опера Пуччини называется не "Мадам Баттерфляй", а "Чио-Чио-сан". Вишневская позже сравнивала разницу советских и западных постановок: "в классических операх режиссеры выдумывают ложные сценические ситуации, чтобы они отвечали идеологическим установкам. К примеру, в "Мадам Баттерфляй" Пуччини, в постановке времен "холодной войны", американский консул — по замыслу композитора, благородный, добрый человек — по воле режиссера превратился в циничного, жестокого "дядю Сэма". Вместо того, чтобы во втором акте, ласково погладив по голове ребенка, восхищенно воскликнуть: "Ну что за волосенки! Милый, как же зовут тебя?" - он брезгливо, двумя пальцами, как к заразе, прикасался к нему, словно боясь испачкаться, хотя и слова, и музыка были те же. Подобных режиссерских "находок" в спектакле было много, ими нужно было вызвать у публики неприязнь к американцам".
![]( http://weekend.ria.ru/images/78887/68/788876877.jpg)
Аида в одноименной опере Верди
Партию Аиды в одноименной опере Верди Вишневская впервые исполнила на сцене Большого театра в 1958 году. История о несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса и рабыни, дочери эфиопского царя, Аиды неоднократно ставили в оперных и музыкальных театрах по всему миру, а главную женскую партию, помимо, Вишневской исполняли Мария Калласс и Монсерат Кабалье. В 1962 году именно с "Аидой" Вишневская дебютировала на сцене лондонского театра "Ковен-Гарден, а позднее в нью-йоркском "Метрополитер-Опера".
Вишневская вспоминала: "Партия Аиды занимает особое место в моем оперном творчестве. С нею я была принята в Большой театр, с нею я впервые появилась на оперной сцене за границей. Постановку "Аиды" в Большом театре я считаю лучшей из всех, в которых участвовала, включая нью-йоркский "Метрополитен", парижскую "Гранд-Опера" и лондонский "Ковент-Гарден". "Аида" в Большом театре сочетала в себе все самое лучшее, что было в нем: избранный состав солистов, великолепные декорации и костюмы художника Старженецкой, блестящую режиссуру Покровского, непревзойденную дирижерскую интерпретацию Мелик-Пашаева".
![]( http://weekend.ria.ru/images/78884/73/788847393.jpg)
Лиза в опере Чайковского "Пиковая дама"
В 1959 году в репертуаре Вишневской появилась партия Лизы из оперы "Пиковая дама". Работая в то время с дирижером Александром Шамильевичем Мелик-Пашаевым, Галина Павловна сама попросила у него эту партию. Но в первый момент он отказал: "И думать не смейте! Попойте несколько лет итальянский репертуар". Эту партию Вишневская позже исполняла не только на сцене Большого театра, но и во время гастролей по миру.
А записывала эту арию уже после эмиграции из СССР: "С "Пиковой дамой" случилась примечательная история. В записи должен был принимать участие хор из Болгарии. Наши власти прознали об этом. ЦК КПСС немедленно связался с братской компартией - и хору запретили выезд в Париж. До записи оставалось две недели. Можете представить, чего стоило найти новый хор, который бы за такой срок сумел выучить оперу - по-русски! Собирали хористов из всех церквей. И они пели".
![]( http://weekend.ria.ru/images/78884/91/788849123.jpg)
Наташа Ростова в опере Прокофьева "Война и мир"
Постановкой оперы "Война и мир" в Большом театре в 1958 году занимался тот же Мелик-Пашаев, который в самом начале работы с Вишневской был покорен ее голосом, о котором он говорил "чистый, девственный звук". Сама Вишневская вспоминала, что этот "серебристый оттенок тембра помог мне в будущем создавать образы молодых героинь, особенно таких, как Наташа Ростова <...>". Кстати, об этой партии Вишневская мечтала почти десять лет.
В своей книге она вспоминала: "Единственный раз я видела Прокофьева на премьере его Шестой симфонии в Ленинградской филармонии в 1947 году. Прокофьева в Ленинграде любили, успех был большой, и он много раз выходил на сцену раскланиваться. В сером костюме с лауреатскими значками Сталинских премий и почему-то в светлых валенках до колен. Я сидела далеко и не разглядела его лица. Но навсегда осталась в памяти его музыка - острая, звенящая, как весенняя капель. Была я и на премьере его оперы "Война и мир" в Ленинградском Малом оперном театре. Тогда мне и в голову не приходило, что через несколько лет я буду петь партию Наташи Ростовой. Да, опера была поставлена в Большом театре в 1958 году, я пела Наташу, но Сергея Сергеевича тогда уже не было в живых".
![]( http://weekend.ria.ru/images/78884/75/788847574.jpg)
Виолетта в опере Верди "Травиата"
Исполнять партию Виолетты в знаменитой опере Джузеппе Верди "Травиата" почитает за честь любая певица. В разное время ее исполняли Мария Каллас, Рената Тебальди, Елизавета Шумская, Монтсеррат Кабалье, и, конечно, Галина Вишневская (в 1964 году). "Травиата" стала последней работой певицы с дирижером Александром Мелик-Пашаевым, который, по словам Вишневской, как никто чувствовал ее творческую индивидуальность.
"Пожалуй, это была первая роль, не державшая меня в плену возраста, как роли моих юных героинь Наташи Ростовой, Татьяны, Лизы, или специфики характеров восточных женщин с их врожденной покорностью, как Аида или Баттерфляй", - писала она в своих воспоминаниях.
Возможно, Вишневская никогда и не спела бы Виолетту, если бы не знаменитый тенор Сергей Лемешев, который однажды попросил певицу записать с ним на пластинку сцены и дуэты из "Травиаты" и "Вертера". "Партия Виолетты как-то удивительно легко и естественно легла на мой голос, и я буквально купалась в звуках, получая удовольствие просто от самого процесса пения", - вспоминала Вишневская. Запись на пластинке оказалась настоящим подарком для слушателей, и, заметив этот огромный интерес, Лемешев, к тому времени уже ушедший на пенсию, предложил Галине Вишневской исполнить с ним "Травиату" на сцене Большого театра.
Галина Вишневская тотчас же взялась за работу над ролью и, пользуясь советами Мелик-Пашаева и своего любимого учителя Бориса Покровского довела партию до совершенства.
Из книги "Галина. История жизни": "Прежде чем начать сценические репетиции, я спросила Покровского, что он думает об образе Виолетты.
- Играйте весь первый акт так, чтобы никому в голову не пришло, что вы опасно больны и в последнем акте вам суждено умереть. Для всех окружающих Виолетта - обольстительная любовница, и она хочет, чтобы только такого ее видели… Чахоточные куртизанки не в большой цене.
Он мог мне больше ничего не говорить - весь образ Виолетты сразу четко вырисовывался в моем воображении".
![]( http://weekend.ria.ru/images/78884/90/788849063.jpg)
Флория Тоска в опере Пуччини
В 1971-м Галина Вишневская выступила в партии певицы Флории в опере "Тоска", чья история развивается в Риме на фоне схваток между итальянцами с наполеоновской армией.
По признанию певицы, долгое время она не видела себя в этой партии из-за преувеличенного, как ей казалось, нагромождения страстей и неправдоподобного сюжета. Переменить свое мнение ее заставил Борис Покровский, прямо заявивший, что будет ставить оперу только под Вишневскую.
Из книги "Галина. История жизни":
- Я буду ставить оперу только с вами, в противном случае я не включу ее в репертуарный план.
- Знаете, Борис Александрович, я скажу вам честно: я не вижу себя в роли Тоски.
- Галя, вы просто дура…
- Почему?
- Потому что вы родились певицей для того, чтобы спеть Тоску.
Не знаю, так ли это, но Тоска стала одной из самых моих любимых партий".
Наравне с партией Виолетты роль ревнивой красавицы Флории Тоски, писала Вишневская в своих мемуарах, требовала "полнокровного проявления темперамента и голоса, откровенности и смелости чувств, красоты и женского обаяния, элегантности и умения носить костюм".
Катерина Измайлова в одноменной опере Шостаковича
В 1966 году Вишневская снялась в роли Катерины Измайловой в экранизации одноименной оперы Шостаковича на сюжет повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда".
Из книги "Галина. История жизни": "Однажды летом 1965 года Дмитрий Дмитриевич мне сказал, что на киностудии "Ленфильм" планируют снимать фильм-оперу "Катерина Измайлова" ("Леди Макбет Мценского уезда") и что он будет счастлив, если я соглашусь сниматься в главной роли. Моему ликованию не было границ: я столько лет мечтала создать образ Катерины, что это стало смыслом, целью моей жизни. И если бы в то время мне сказали, что она будет моей последней партией и после нее я перестану петь, я бы на это пошла. Я тогда переживала трудный период моей жизни: умер в 1964 году А. Мелик-Пашаев, и я на долгое время потеряла всякий интерес к Большому театру".
В 1974 году Галина Вишневская и Мстислав Ростропович покинули Советский Союз, проживали в США, затем во Франции и Великобритании и в 1976 году Вишневская исполнила роль Леди Макбет в постановке в рамках Эдинбургского фестиваля.
Вишневская вспоминала, что в конце 1970-х театр уже не приносил ей прежней радости: "Единственной интересной новой оперной партией была Леди Макбет в опере Верди в Эдинбурге. И в 1982 году я решила оставить оперную сцену…"
![]( http://weekend.ria.ru/images/78885/69/788856932.jpg)