Материал подготовлен проектом ИноСМИ Группы сайтов РИА Новости >>
Дана Стивенс (Dana Stevens)
"Хоббит" Дж. Р. Толкина - небольшая книга в жанре фэнтези, которая была довольно мягкой и предназначенной скорее для детей предшественницей его гигантской трилогии "Властелин колец", имела довольно приятный и скромный подзаголовок "Туда и обратно". В кинодаптации "Хоббита" Питера Джексона (Peter Jackson), а точнее, в ее первой трети, поскольку режиссер решил разбить книгу на три части, сделав из нее приквел к собственной эпической кинотрилогии, главный герой с мохнатыми ногами не добирается даже "туда", не говоря уже об "обратно". Когда мы прощаемся с Бильбо Бэггинсом (Мартин Фримен) в конце этой первой части трилогии под названием "Хоббит: Нежданное путешествие", (киностудия New Line Cinema), он со своими спутниками только подходит к пункту назначения - заброшенному горному городу Эребор с необитаемым замком, в котором хранится огромная куча золота, а также находится логово страшного дракона Смога.
Если фраза "логово страшного дракона Смога" сама по себе станет причиной, по которой вы откажетесь смотреть этот фильм, то я не уверена, сможете ли вы понять вызывающую грусть творческую неудачу "Хоббита". Прелесть фильмов "Властелин колец" состояла в том, что они создали мост между фанатами жанра фэнтези и обычными зрителями, которые просто хотели посмотреть интересный приключенческий фильм. Многие люди, которым не нравился Толкин, полюбили его. Будучи человеком, который всю жизнь испытывает неприязнь к литературе из жанра фэнтези (даже в детстве мой первый вопрос всегда был: "Колдуны и маги в книге есть? Тогда дайте другую"), я, тем не менее, все равно со временем попалась в сети фильмов Джексона, пленившись их кинематографическими достоинствами. Изящно поставленное масштабное действие картины. Инновационное использование компьютерной графики и анимационной технологии "захвата движения" - особенно смешная и одновременно трагическая игра Энди Серкиса, исполняющего роль жалкого и двуличного Голлума. Ландшафты Новой Зеландии, настолько захватывающие дух и прекрасные, что их существование на нашей планете кажется невозможным. Когда я услышала, что Джексон собирается разбить "Хоббита" на три части, моей первой мыслью было не посмеяться над его гипертрофированным самолюбием, а поскорее дождаться того момента, когда я снова и надолго попаду в Средиземье.
Кадр из фильма "Хоббит: Нежданное путешествие"
Надолго попасть в Средиземье - это как раз то, что есть в "Хоббите". "Нежданное путешествие" приводит звезд кино в состояние, чем-то напоминающее буддистский ступор скучного миросозерцания. До того, как мы попадаем в земли хоббитов и знакомимся с главными героями, режиссер потчует нас 20-минутным прологом в компьютерной графике, который похож на старинный гобелен из Байо со своей хронологией мистического падения Эребора, этой некогда славной родины гномов. Бильбо страшно долго собирается в путь, и отправляется в путешествие из своего проклятого царства хоббитов уже ближе к середине фильма, который длится без десяти минут три часа.
Когда Бильбо, волшебник Гэндальф (Иэн Маккеллен) и стая неразличимых между собой гномов направляются в Эребор, чтобы дать укорот захватчику-дракону, в фильме находится уйма времени для маленьких деталей - очень маленьких, как, скажем, чрезвычайно затянутая сцена, в которой волшебник рангом пониже пытается воскресить своего любимого, но умирающего ежика. Или как момент, когда гномы, собравшись вокруг костра накануне отправления в путь, вдруг спонтанно разражаются тоскливой балладой о своей утраченной родине. Правды ради следует сказать, что мне типа понравилась торжественная и мрачная меланхолия этой гномобаллады, но зачем там так много строф? В "Нежданном путешествии", авторами сценария которого стали Джексон, его партнеры Фрэн Уолш, Филиппа Бойенс и Гильермо дель Торо, очень сильно переоценивается желание зрителей лицезреть каждую кочку на пути в Эребор. Они воздают должное любви Толкина к деталям, радуя его закоренелых фанатов, но рядовым кинозрителям особого веселья не доставляют.
Кадр из фильма "Хоббит: Нежданное путешествие"
Сливая воедино форму и содержание, джексоновский "Хоббит" также очень сильно переоценивает объем той визуальной информации, которую надо впихнуть в мозг зрителя. Ведь "Хоббита" будут показывать не только в 3D, но и в новом формате с частотой 48 кадров в секунду и с высоким разрешением. Это в два раза превосходит обычную частоту в 24 кадра в секунду, и вместо 24 привычных кадров мы будем видеть ежесекундно аж 48. Вполне возможно, что когда-нибудь эта технология превратится в инструмент, обогащающий наше впечатление от кино. Если так, то мне кажется, что «Хоббита» запомнят как один из первых неудавшихся экспериментов с этой технологией. Лучшее, что я могу сказать о качестве съемки с частотой 48 кадров в секунду, это примерно следующее: фильм похож на снятое в эпоху 80-х домашнее видео, причем снятое человеком, находившимся рядом со съемочной площадкой, когда снимали «Нежданное путешествие». (У меня есть еще и другие визуальные аналогии, которые я записала в своем блокноте после просмотра: это «Телепузики» и дневные мыльные оперы.) Эффект какой-то размытый, блеклый и плоский, однако неумолимый в своей гиперреалистичности: любой изъян или налет натянутости в костюмах и декорациях выделяется так, будто его подсвечивают целой гирляндой люминесцентных ламп. Эта страшно дорогая технология изображения как будто устроила тайный заговор, дабы все остальное в фильме казалось дешевкой. Я обнаружила, что прямо-таки зациклилась на элегантной внешности Гэндальфа в стиле модерна ар-нуво, которая во "Властелине колец" вполне вписывалась в картину как органичная составляющая причудливой окружающей обстановки со множеством деталей. Но при 48 кадрах в секунду он был похож на бутафорский реквизит из резины, который можно заказать в интернет-магазине всяческих магических безделушек и костюмов.
Я уверена, что нашла бы в "Хоббите" много больше заслуживающего внимания, если бы не раздражающее зрение качество картинки. Иэн Маккеллен, играющий Гэндальфа, ухватился за фалды славы, которой он увенчал себя во "Властелине колец". Есть у него этот неукротимый блеск и умение превратить убеленного сединами заурядного старца в нечто глубокое и мудрое. А Фримен, больше известный нам как Тим Кентербери в комедийном сериале "Офис" и доктор Ватсон из "Шерлока" с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли, в качестве Бильбо очарователен. Этот застенчивый домосед со временем превращается в преданного и храброго товарища. (Этого героя в одном эпизоде также играет Иэн Холм, напоминающий нам о другой трилогии.) Но в этой затянутой истории Бильбо не остается ничего другого, кроме как брюзжать по поводу трудностей путешествия. По крайней мере, до самой лучшей в картине сцены, которая, однако, показана слишком поздно - когда он затевает игру в загадки с Голлумом. Серкис там играет великолепно и живо, хоть и в технологии "захвата движения". Одна исключительно образная сцена несет в себе характерные особенности творчества дель Торо, который поучаствовал в написании сценария, и даже едва не стал режиссером картины. Когда путешественники пересекают горную гряду, горы оживают, превращаясь в скандалящих каменных колоссов. А наши герои в это время изо всех сил стараются удержаться за камни склона.
Если не считать нескольких запоминающихся сцен и эпизодов, то большая часть гигантского кинополотна, каким стал "Хоббит", осталась у меня в памяти кляксой с неясными очертаниями - если можно назвать кляксой самый свежий фильм с самым четким изображением. Эти 48 кадров в секунду просто страшно мешали мне раствориться в сюжете и насладиться картиной. Наверное, стоит посмотреть это кино в другом формате - может, вторая попытка будет удачнее. Но тогда опять придется с начала до конца слушать эту балладу гномов.