Сигита Кирилка, председатель правления агентства новостей BNS-Latvija (Латвия) — для РИА Новости
О глобализации медиа в мире говорят уже многие годы — и медийные практики, и исследователи, и профессора вузов. Если вначале глобализация медиа рассматривалась с точки зрения бизнеса, и возникали опасения из-за сосредоточенности больших медиа-концернов в руках одного владельца, то после победного шествия интернета и развития технологий в 90-х годах появились новые аспекты — исчезновение национальных и государственных границ, возможность получения аудиторией любой информации или новости помимо СМИ. Теперь это дополняется новейшими информационными платформами, все расширяющимися возможностями выбора своего медиа, увеличивающимся сегментированием и сотрудничеством в создании контента.
Это порождает и новые вызовы для медиа. Ясно, что традиционные медиа должны быть способны применять эти возможности для сохранения и расширения своей аудитории. Профессор Университета Южного Иллинойса Джон Даунинг (John Downing) высказался по этому поводу довольно экспрессивно: "К черту старые новости. Новые модели распространения новостей бросают вызов старым монополистам и улучшают новостные репортажи — как международные, так и местные".
Интернет-коммуникации без границ
Конечно, новые возможности порождают и новые вызовы. Все больше медийного контента потребляется в интернете. В конце октября мир облетела новость о том, что Newsweek, чья история насчитывает 80 лет, в дальнейшем будет выходить только в цифровом формате. Это вызвано изменениями на рынке рекламы, сокращением тиражей, переориентацией читателей на бесплатное содержание в интернете. Данные за 2012 год по США, которые являются родоначальниками интернета, свидетельствуют, что доля времени, которое потребитель посвящает печатным медиа, в течение года уменьшилась с 7% до 6%, при этом показатель для чтения он-лайн сохранился на уровне 26%. Необходимо отметить, что единственный носитель информации, которому люди начинают уделять все больше времени — это мобильные платформы, их доля выросла с 9 до 12%. И хотя кажется, что Америка далеко, и у нас все еще не так плохо, данные тенденции нельзя не учитывать. Когда подобная картина воцарится повсюду, где есть свободный доступ к интернету и развитая мобильная связь — это только вопрос времени.
Согласно данным компании рыночных и социальных исследований TNS Latvia, собранным осенью 2012 года, в Латвии в последние шесть месяцев интернетом пользовались 70% жителей в возрасте от 15 до 74 лет. Их доля увеличилась на 3% по сравнению с 2011 годом. Быстрее всего число пользователей интернета растет в возрастной группе от 40 до 49 лет. Последний показатель стал основанием для того, чтобы традиционные медиа решили серьезно заняться интернет-платформами, поскольку указанная возрастная группа ранее считалась потребителем традиционных медиа. Современные тенденции указывают на то, что люди в этом возрасте осваивают новые формы получения информации и принимают их. При этом традиционные медиа уже длительное время считают новое поколение частично потерянным для себя. Есть, конечно, отдельные медиа, или некоторые части их контента, которые способны заинтересовать молодежь, но они довольно ограничены. И если тенденции глобализации не изменятся, это будет проявляться все более отчетливо.
Важно и то, что молодые люди более восприимчивы не только к новым технологиям и открывающимся возможностям, формам и платформам, но и к языкам. Язык уже более не служит препятствием для получения информации. Учитывая, что в Сети большая часть информации выставлена на английском языке, который большинство молодежи знает очень хорошо или в достаточной степени, то молодые люди имеют все возможности найти нужные сведения, опубликованные в любой точке мира. При этом именно молодые люди — это та расширяющаяся аудитория, которая для получения информации активно использует возможности, предоставляемые мобильной связью, кроме того, в отличие от старшего поколения, она пользуется мобильными телефонами и смартфонами не только для звонков и рассылки СМС, но и для получения различных данных, развлечений, общения в социальных сетях и для других целей.
Новые медиа — дорога в двух направлениях
Новые технологические возможности оказывают существенное влияние и на содержание медиа. Профессор Хельсинского университета Тери Рантатнен подчеркнула, что влияние медиа более нельзя воспринимать как дорогу с односторонним движением. Сегодня современное медиа будто бы стоит на перепутье, где информация более не течет по прямой "сверху вниз" — происходит процесс взаимодействия между редакцией и аудиторией. И такое взаимодействие очень многогранно. Даже очень серьезные медиа в настоящее время используют контент, созданный гражданской журналистикой. В новостях CNN и BBС можно увидеть кадры, снятые мобильным телефоном непосредственно на месте катастрофы и военных действий. Службы новостей следят за Twitter и Facebook, чтобы не пропустить какие-либо события или заявления компетентных лиц. Редакции призывают пользователей присылать фото- и видеоматериалы, задавать вопросы и делиться наблюдениями, они получают у должностных лиц ответы на вопросы, интересующие "народных репортеров", публикуют мнения и комментарии читателей и зрителей. Организуется и гражданская журналистика, которая открывает свои сайты и действует в социальных сетях. Для Латвии являются новой формой ставшие уже обычными в ряде других стран свободные журналисты, фрилансеры, поднимающие острые и злободневные темы. Они предлагают издательствам свои статьи бесплатно, привлекая пожертвования для выполнения своей работы. Исследователь медиа из США, профессор Роберт Макчесни (Robert McChesney) считает эту форму журналистики самой свободной, поскольку журналист не зависит от работодателя, владельца массмедиа.
Все эти формы влияют и на традиционную журналистику. Конечно, их нельзя оценивать однозначно — и самыми большими приобретениями являются более широкий объем информации, доступной пользователю, и ее многосторонний характер. Ресурсы каждой редакции в чем-то ограничены, а иногда и при неограниченных ресурсах репортеру не удается оказаться в нужном месте в нужное время. В то же время нельзя отрицать, что качество у части контента хромает. Кадры, снятые профессиональным оператором, всегда будут качественнее снимков, сделанных мобильным телефоном. То же самое можно отнести и к авторской работе профессионального журналиста, поскольку ему этому учили, он сам совершенствовал свое мастерство и способен выйти на компетентные источники, собрать нужную информацию, а не просто поделиться наблюдениями.
В то же время реальность доказывает, что взаимодействие новых медийных форм, гражданской и профессиональной журналистики — это будущее массмедиа, поскольку мы живем в век глобализации, и желание спрятать голову в песок, чтобы не видеть перемен, происходящих в мире, не вызовет их исчезновения.
Нам всем очень повезло прожить целый исторический период, и кажется, что мир сейчас несется по крутой спирали, и в будущем нам нужно будет обсуждать все новые и новые аспекты реальности, которые до основания изменят нашу привычную зону комфорта. И заставят меняться и нас.