7 декабря 2012 года Королевскому театру оперы и балета "Ковент-Гарден" (Covent Garden) в Лондоне исполняется 280 лет.
Королевский театр "Ковент-Гарден" в Лондоне (Theatre Royal, Covent Garden) – крупнейший в Великобритании оперный театр. Его название происходит от района Ковент-Гарден, где расположен театр. Он был основан английским театральным деятелем и актером Джоном Ричем (John Rich), открытие состоялось 7 декабря 1732 года пьесой "Светские обычаи" английского драматурга Уильяма Конгрива. На протяжении XVIII – первой половины XIX века в театре существовало несколько самостоятельных трупп. Наряду с драматическими, оперными, балетными спектаклями устраивались цирковые представления, ставились балладные оперы.
Первая опера на сцене "Ковент-Гардена" – "Верный пастух" немецкого композитора Георга Фридриха Генделя — была поставлена в 1734 году.
До 1737 года здесь впервые были поставлены оперы Генделя "Ариодант", "Альцина", "Беренике".
В 1734 году в "Ковент-Гардене" был поставлен первый балет – "Пигмалион" со знаменитой французской танцовщицей Марией Салле в главной партии.
С 1761 года, после смерти Джона Рича, в репертуаре театра стали преобладать музыкальные спектакли. Здесь ставились оперы Вольфганга Амадея Моцарта, Карла Вебера и других немецких, французских и итальянских композиторов. В 1847 году "Ковент-Гарден" стал оперным театром, и драматические спектакли были исключены из репертуара.
Здание театра дважды отстраивалось заново после пожаров 1808 и 1856 годов. Современное здание было построено в 1858 году, его зал рассчитан на 2,2 тысячи мест.
С 1847 года театр стал именоваться Королевской итальянской оперой (Royal Italian Opera). Вплоть до 1892 года все оперы в театре шли на итальянском языке, даже если это были произведения французских или английских композиторов. Только после того, как Густав Малер представил тетралогию Рихарда Вагнера "Кольцо Нибелунга" (1892, 1898, 1903), слово "итальянский" исчезло из названия оперного театра и в "Ковент-Гардене" установилась традиция исполнения опер на языке оригинала.
В XIX веке в спектаклях театра участвовали крупнейшие европейские вокалисты – испанская певица Мария Малибран, итальянское сопрано Джулия Гризи, итальянское контральто Мариетта Альбони, итальянский баритон Антонио Тамбурини, итальянский тенор Марио Джованни, испано-французская певица Полина Виардо Гарсиа и другие.
Среди постановок XX века — оперы "Электра" немецкого композитора Рихарда Штрауса (1910), "Деревенские Ромео и Джульетта" британского композитора Фредерика Дилиуса (1910), "Борис Годунов" русского композитора Модеста Мусоргского (1928) с известным русским басом Федором Шаляпиным в заглавной партии.
Во время Первой мировой войны театр был реквизирован и использовался как склад, во время Второй мировой войны "Ковент-Гарден" использовался как танцевальный зал. После окончания войны было принято решение о создании Королевского театра оперы и балета. В 1946 году в стены "Ковент-Гардена" вернулся танец: 20 февраля театр открылся балетом "Спящая красавица" Петра Чайковского. Одновременно началось создание оперной труппы, для которой театр "Ковент-Гарден" стал бы домашней сценой, – и 14 января 1947 года труппа "Ковент-Гардена" представила здесь оперу Бизе "Кармен". Руководителем театра был назначен председатель Ливерпульского филармонического общества Дэвид Вебстер.
В XX веке на сцене театра пели норвежское сопрано Кирстен Флагстад и немецкий бас-баритон Ханс Хоттер в операх Рихарда Вагнера, греческая певица Мария Каллас исполняла партии в различных операх. В постановках участвовали шведская оперная певица Биргит Нильссон, немецкое сопрано Элизабет Шварцкопф, болгарский бас Борис Христов и итальянский баритон Тито Гобби.
В "Ковент-Гардене" прошли мировые премьеры опер английского композитора Бенджамина Бриттена "Билли Бад" (1951), "Глориана" (1953).
В 1961 году на сцене "Ковент-Гардена" была поставлена опера "Пиковая дама" Петра Чайковского под управлением советского дирижера Ованеса Мелик-Пашаева, в 1962 году партию Аиды в одноименной опере Джузеппе Верди пела российская оперная певица Галина Вишневская.
В "Ковент-Гардене" работали два известных итальянских кинорежиссера Франко Дзеффирелли и Лукино Висконти. Дзеффирелли в 1959 году осуществил постановку "Лючия ди Ламмермур" итальянского композитора Гаэтано Доницетти, которая привела австралийскую певицу Джоан Сазерленд к мировой славе. Позже он поставил оперы "Риголетто" и "Фальстаф" Джузеппе Верди, а также оперы "Тоска" Джакомо Пуччини, "Сельская честь" Пьетро Масканьи и "Паяцы" Руджеро Леонкавалло. Работа Висконти для оперной труппы была основана на трех известных операх Верди: в 1958 году он поставил "Дона Карлоса", а затем "Трубадура" и "Травиату". Режиссер также осуществил постановку в стиле модерн оперы "Кавалер розы" Рихарда Штрауса.
В течение 1980-х и 1990-х годов Королевский оперный театр творчески расширил свой репертуарный диапазон. На сцене "Ковент-Гардена" были осуществлены постановки опер "Князь Игорь" Александра Бородина, "Вильгельм Телль" и "Путешествие в Реймс" Джоаккино Россини, "Митридат, царь понтийский" Вольфганга Моцарта, "Осуждение Фауста" Гектора Берлиоза и "Огненный ангел" Сергея Прокофьева.
Среди дирижеров, которые руководили оркестром в "Ковент-Гардене", такие маэстро, как итальянец Клаудио Аббадо, немец Кристоф фон Донаньи, голландец Бернард Хайтинк, австриец Карлос Кляйбер и итальянец Риккардо Мути, а также Валерий Гергиев и Геннадий Рождественский.
В 1997-1999 годах Королевский театр оперы и балета был закрыт в связи с перепланировкой.
Среди постановок 2000-х годов — "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Шостаковича, "Кармен" Жоржа Бизе, "Дон Карлос" Верди и "Тоска" Пуччини. Партии исполняли известные певцы – итальянский тенор Пласидо Доминго, аргентинский тенор Хосе Кура, немецкий драматический тенор Йонас Кауфманн, российское сопрано Анна Нетребко, итальянское колоратурное меццо-сопрано Чечилия Бартоли, американское лирическое сопрано Рене Флеминг.
В последние годы Королевский оперный театр дал около 150 спектаклей за сезон.
Покровителем Королевской оперы является принц Уэльский.
Королевский балет является крупнейшей балетной труппой Великобритании. В его репертуаре как постановки классических балетов, так и новые хореографические произведения. Покровителем Королевского балета является королева Великобритании, президентом – принц Уэльский.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников