МОСКВА, 6 дек — РИА Новости. Одной из основных задач законопроекта об образовании, второе чтение которого планируется в Госдуме на следующей неделе, должна стать ликвидация детского безграмотности, заявил в четверг РИА Новости президентский уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов.
"Полагаю, что одной из основных задач настоящего законопроекта должно быть решение вновь появившейся проблемы безграмотности в России. Численность безграмотных и малограмотных детей и подростков в стране достигла критических масштабов", — сказал Астахов.
По его данным, в 2011 году более 30 тысяч детей в возрасте от 7 до 18 лет не обучались; среди подростков 15 — 17 лет — более 669,5 тысяч малограмотных и неграмотных (14,7% от общего числа подростков этого возраста), из них около 609,9 тысячи (13,4%) имеют только начальное общее образование, а 37,2 тысячи (0,8%) не имеют даже начального общего образования и более 22,5 тысяч (0,5%) вообще неграмотны.
Астахов добавил, что он уже внес в Госдуму свои предложения, в том числе о правовом статусе несовершеннолетних обучающихся и воспитанников, о гарантиях соблюдения их прав на доступное и качественное образование, полноценное воспитание, охрану физического, психического и нравственного здоровья, об обеспечении их информационной безопасности в образовательных учреждениях.
У специалистов и родительского сообщества вызывают тревогу нормы законопроекта, предусматривающие введение платы за пребывание детей в образовательных организациях, сокращающие возможности пребывания детей в группах продленного дня в общеобразовательных школах и временного помещения детей в учреждения интернатного типа.
Госдума 17 октября приняла правительственный законопроект "Об образовании в РФ" в первом чтении. Ожидается, что документ будет полностью принят Думой до конца года, он должен вступить в силу 1 января 2013 года.
Законопроект "Об образовании в РФ", подготовленный Минобрнауки, заменит два базовых закона — "Об образовании" (1992) и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"(1996). В новом документе будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное — начальное, среднее, высшее и дополнительное.
Работа над проектом закона началась еще в 2009 году. Первая рабочая версия была размещена на сайте Минобрнауки в мае 2010 года и вызвала большой резонанс среди граждан и в профессиональном сообществе. В министерстве считают, что проект закона расширит госгарантии бесплатного обучения, закрепит особый статус педагогов в обществе, укрепит связь между образовательными программами и современным рынком труда, а также откроет обычные школы для детей-инвалидов. Эксперты отмечают, что концепция документа в целом верна, но требует детализации.