Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Умер Оскар Нимейер, создатель "идеального города". Великий бразильский архитектор говорил, что задача зодчего – менять мир. И делал это всю свою долгую жизнь – 15 декабря ему исполнилось бы 105 лет.
Оскар Нимейер был коллегой и единомышленником легендарного Ле Корбюзье. Они встретились в 1936 году – вместе работали над зданием Министерства образования в Рио-де-Жанейро, потом оба участвовали в конкурсе на здание ООН. Их архитектурные мировоззрения во многом сходились.
Но если Ле Корбюзье поставил когда-то перед миром жесткую альтернативу: "архитектура или революция", то Нимейер полагал, что никакой альтернативы нет. Архитектура просто обязана быть революционной и менять мир к лучшему. Нимейер жил и строил, исходя из этого принципа.
Не будет Нимейера – не будет Бразилиа
В 1957 году самый удобный для жизни город в мире – Бразилиа – представлял собой голую пустыню. В то время назначить коммуниста (а Оскар Нимейер был до конца своих дней убежденным коммунистом) главным архитектором новой столицы было в Бразилии почти невозможно.
Тогда президент Жуселину Кубичек (Нимейер называл его идеалистом, что было в его устах большим комплиментом) пригрозил: не будет Нимейера, не будет Бразилиа.
Так, собрав команду мечты – архитекторов, урбанистов, доктора, журналиста "и еще нескольких друзей, умных, веселых, но безработных", – Нимейер начал строить "идеальный город". Точнее, как говорил сам архитектор, "новый мир": "Когда мы строили Бразилиа, нам казалось, что мы создаем новый мир – совсем другой, свободный, радостный, молодой".
Поразительно, но и спустя полвека все знаменитые шедевры, которые спроектировал Нимейер в столице Бразилии, кажутся абсолютно футуристическими. И президентский Дворец рассвета, и министерство иностранных дел (Дворец Арок), которое как будто выросло из воды, и Дворец правосудия, по стенами которого струятся водопады, и знаменитое здание конгресса и кафедральный собор, который, благодаря архитектурным решениям, считается самым светлым храмом в мире. Бразилиа – единственный город, который входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
"Город для моих товарищей"
Однако самое удивительное в этом "идеальном городе" – не архитектурные шедевры, а его гуманность, соразмерность, комфортность для жителей. В каждой детали здесь – любовь к человеку и желание сделать его жизнь лучше. "Мы строили город для бразильцев, моих товарищей", – говорил Нимейер.
Построенный на месте пустыни город утопает в зелени, искусственные озера создают микроклимат даже в самую лютую жару, каждый дом повернут под оптимальным углом, и именно так, чтобы было больше тени, все административные здания спроектированы в расчете на то, чтобы работать там было удобно.
"Архитектор должен быть левым, он не может быть буржуа", – уверял коммунист Нимейер. Архитектору, по его мнению, нужно быть жадным не до денег, а до работы, и всегда думать о своем главном заказчике – о человеке.
Удивлять простыми средствами
Оскар Нимейер с жадностью работал до самых последних дней своей долгой жизни. Невероятный Музей современного искусства в Нитерое, похожий летающую тарелку, зависшую над озером, он спроектировал в 1991 году, когда ему было за 80! А в 104 года занимался реконструкцией "Самбадрома" в Рио-де-Жанейро.
"Архитектура – это всегда изобретение. Надо удивлять", – советовал он коллегам. И удивлял всегда. Архитектурные идеи Оскара Нимейера находятся за пределами обычной фантазии – просто невероятно, как такое могло прийти в голову и воплотиться в железобетоне.
"Но надо удивлять простыми средствами", – уточнял великий модернист. Если вам водопады, льющиеся по стенам Дворца правосудия, или парящий в воздухе Дворец плоскогорья не кажутся "простыми", вглядитесь на самое известное здание архитектора – Национальный конгресс Бразилии. И вы поймете, что видели его много раз в разных вариантах в разных городах мира.
Оскар Нимейер был настоящим революционером. Но в отличие от других не ломал до основания, а строил, создавал новый мир.
И теперь, после его смерти, в этом мире стало меньше не только гениальных архитекторов (а нынче это очень большая редкость), но и людей, которые смогли превратить утопию в реальность, материализовать мечту. А таких вообще единицы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции