Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Владимир Наумов: я обязательно сниму Пушкина

В преддверии юбилея Наумов рассказал корреспонденту РИА Новости о фильме, над которым сейчас работает, знакомстве с Федерико Феллини, работе с Михаилом Ульяновым и Аленом Делоном.

Известному режиссеру, автору фильмов "Бег", "Легенда о Тиле", "Тегеран-43" и многих других Владимиру Наумову 6 декабря исполняется 85 лет. В преддверии юбилея Наумов рассказал корреспонденту РИА Новости о фильме, над которым сейчас работает, знакомстве с Федерико Феллини, работе с Михаилом Ульяновым и Аленом Делоном. Беседовала Мария Токмашева.

Посмотрите фотоленту: Фильмы Владимира Наумова без цензуры >>

- Владимир Наумович, несмотря на свой юбилей, вы сейчас работаете над новым фильмом – "Сказка о царе Салтане". Почему вдруг взялись за тяжелый съемочный процесс, поиск денег для столь масштабного проекта, а не предпочли снимать более легкую, камерную картину?

— Как мне кажется, современное состояние российского общества требует качественно нового подхода в реализации потенциала культуры в целом и кинематографа в частности. К несчастью, большое количество фильмов и телевизионных передач загрязняют души подрастающего поколения, размывают сложившиеся веками традиции великого отечественного искусства. Слишком много на экране безвкусицы и пошлости. На мой взгляд, сейчас как никогда необходимо создание фильмов, основанных на той отечественной классической литературе, которая проверена временем и многими поколениями. В этой связи мне кажется делом первостепенной важности создание фильмов по произведениям Пушкина. Основная моя идея заключается в том, чтобы во всех первых классах каждый учебный год начинать с просмотра фильма, снятого по сказкам великого русского гения. Таким образом, первое, с чем столкнутся наши маленькие сограждане в школе – это великолепный русский язык, яркие образы, острый сюжет, наполненный приключениями, интригами, борьбой добра со злом, силой духа и красотой российского пейзажа. Кроме того, миллион российских граждан, проживающих за рубежом, и их дети часто лишены общения с классическим, незагрязненным русским языком, а некоторые не знают родного языка вовсе. Поэтому фильм по сказкам Пушкина стал бы для них связующим, скрепляющим мостиком с родиной. Этот проект может превратиться не просто в создание очередного фильма, а в значительную государственную акцию.

Это первая задача, почему я взялся за сказки Пушкина. Ну и потому, что это великий поэт и потрясающие произведения. В них столько мудрости, столько энергии и глубины. Я хочу снять не одну картину по сказке о царе Салтане, а три.

Один фильм, как я уже сказал, будет для детей. На этом же материале я хочу снять четыре серии для телевидения и большой фильм для широкого проката. В этом фильме будут использованы стихотворения Пушкина, которые смогут органично вписаться в "Сказку о царе Салтане". Мне кажется, что это очень выгодный коммерческий проект: одни и те же актеры, одни и те же пушки, корабли, замки, костюмы, кареты, резкое сокращение съемочных дней. И, кроме того, тут есть полное душевное совпадение. Мне ужасно нравится там все, начиная от крошечных мелочей и кончая пейзажем. Все заключено в этой сказке!

- На каком этапе сейчас эта картина?

— К сожалению, мне дали всего 30 миллионов рублей на такой громадный проект. Финансирование закончилось, и мы в настоящий момент в простое. Боремся. Я должен снять эту картину на пределе своих возможностей.

- Ваш фильм "Тегеран-43" был в свое время лидером проката, успешным…

— Ну почему только "Тегеран"? "Бег" тоже был успешный, и многие другие. Мы объехали с ними весь свет.

- Да, получилось так, что вы снимали фильмы, которые пользовались успехом у зрителя, а сейчас многие говорят, что в кино ходят исключительно на американские блокбастеры, на комедии подчас не лучшего качества, что зрители просто не хотят смотреть хорошие фильмы…

— Испортили вкус. Это как на игле сидят — моральной и духовной игле. Вот Феллини, с которым я дружил, однажды, когда мы шли по Риму, сказал: "Мой зритель умер. У них клиповое сознание". А в это время к нему подходили девушки, мальчики – молоденькие совершенно ребята, брали автографы. Я говорю: "Что ж ты кокетничаешь?". А он мне говорит: "Нет. Просто они знают мою фамилию. Обо мне пишут, знают в лицо. Я популярен, поэтому молодые люди ко мне и подходят. А вот смотреть мои картины им не интересно. Им нужен экшн, чтобы все мелькало, бежало, летело, стреляло. В общем, разросшиеся до двух часов клипы им нужны. А я, как самолет, который взлетел, а аэродрома нет". Но он был не прав, конечно. Феллини – выдающийся режиссер, картины его никогда не устареют.

Вот сейчас постараюсь поехать в Италию, если будут какие-то средства, чтобы снять итальянские замки на берегу моря, морские бои. Для Пушкина это будет очень хорошо, когда корабельщики там уезжают. Вы можете представить, сколько денег надо на эту картину, чтобы она была настоящая, чтобы она принесла прибыль? Деньги надо считать не когда запускаешь картины, а после того, как она выходит на экран. А мы считаем наоборот, не начав еще снимать, экономим, а потом не получить уже ничего. Вроде как актер с одной штаниной. Как у нас в Париже в фильме "Бег" Ульянов прошествовал по Парижу в кальсонах, но это был замысел автора.

Посмотрите фотоленту: Верный вахтанговец Михаил Ульянов >>

- Вы вспомнили прекрасного актера Михаила Ульянова. У вас же вообще во всех фильмах снимались лучшие советские, российские актеры. Изменилось ли как-то актерское поколение, у вас в новом фильме молодые ребята играют?

— Да, одни молодые! Из известных только Стоянов играет Царя Салтана и Белохвостикова – Бабариху. Остальные – молодые актеры театральные, студенты, есть просто не поступившие в институт по каким-то причинам – по тем же, может, по которым не поступил в свое время Шукшин или Смоктуновский провалил пробы.

- Так молодежь отличается от старшего актерского поколения?

— Что вы?! Конечно! Ульянов, Леонов, Ефремов, Евстигнеев. Разве можно их сравнивать? Смоктуновский – выдающийся актер. У меня все снимались такие. Все! На студии их называли "сборная Советского Союза". Делон снимался в небольшой роли. Курд Юргенс, Жорж Жере – замечательные актеры. "А выпить у тебя нечего?" — Юргенс меня так спрашивал, когда я приезжал. Он жил в апартаментах, у него было 3-4 комнаты в Нью-Йорке, и ему в каждую комнату ставили бутылку, он ее открывал, потом выпивал маленькую дозу и шел дальше очень довольный. Ну а Делон, как известно, не пьет одеколон.

- Правда?

— Нет. Это рифма. Да и мы выпивали. И сейчас на праздники можем чуть-чуть.

- Вы уже много лет преподаете во ВГИКе, ведете свою мастерскую…

— Да, больше 30 лет преподавал, но в настоящее время занимаюсь картиной. Выпустил много режиссеров. Вообще кино – это неизвестность, но есть отдельные подвижники. У меня был студент, который спал на вокзале, переносил ящики, но отказывался снимать то, что ему не нравилось. Народ в России очень талантливый.

- Сейчас сложнее стать хорошим режиссером, чем в советское время? 

— Знаете, как в пословице: таланту надо помогать, посредственность сама пробьется. Понимаете, было жуткое время, страшное. Одна наша с Аловым картина пролежала на полке 21 год – фильм "Скверный анекдот" по рассказу Федора Михайловича Достоевского. Опять они соединились: Достоевский и Пушкин! На могиле Пушкина Федор Михайлович Достоевский сказал – не ручаюсь за точность цитаты, но за смысл ручаюсь: "Сколько тайн он унес с собой". И это правда…

У меня есть дочка и есть маленький сын, которому 9 лет. Дочке – 30 с лишним. Жена значительно моложе меня. Мы охватили колоссальную временную дистанцию. Я собираюсь написать книжку под названием "Тайная история кино" или снять ТВ-фильм. Послевоенная история, конечно. Начиная от Большакова и последних дней жизни Сталина и кончая сегодняшним днем. Хотя вообще я категорически против сериалов. Мне рассказали в какой-то восточной стране – то ли в Тегеране, то ли в Стамбуле — что есть огромнейший базар. Там есть родильный дом, это почти город, обнесенный стеной, трехэтажными балконами – но это не балконы, а такие огромные террасы, где живут люди и растут деревья. Так вот на этом базаре рождаются, женятся, стареют, умирают, и кладбище есть – там и хоронят. Однажды мне сказали, что есть сериалы в 600 или 500 серий. Сейчас не берусь вспомнить, потому что не засоряю мозги всякой всячиной. Так человеческой жизни не хватит! Человек просто должен сидеть всю жизнь, ему даже, как говорится, и покушать некогда и наоборот.

- "Сказку о царе Салтане" зрители когда смогут увидеть?

— Вообще вопрос в том, сможет ли зритель их увидеть, потому что если денег не дадут, я снимать не буду, естественно. Если дадут мало, тоже не буду. Я буду снимать только то, что достойно Пушкина.

Я уже снял эпизод в "Олимпийском" бассейне – бой коршуна с лебедем. Снял, что они падают в воду, и эпизод под водой. Я думаю, что процентов 30 картины я снял. Остались самые сложные и дорогие куски – крупные массовки, бои, празднества, без которых эта картина не существует. Это очень трудоемко и дорого. Увидите когда-нибудь, надеюсь. Как сложится жизнь… Она такая штука интересная, неожиданная. Но Пушкина я обязательно сниму!

Рекомендуем
Молодая пара на кухне
Названа оптимальная частота занятий сексом
Лента новостей
0
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала