Я принесла свидетельство о разводе в детский сад, потому что разведенным родителям там дают какие-то льготы.
– Я вам документы принесла, чтобы мне сделали скидку, – говорю воспитательнице.
– А у вас какая льгота? Вы – мать-одиночка?
Я расхохоталась.
Придумать более неподходящее название для меня, чем "мать-одиночка", наверное, сложно. И для Кати, которая воспитывает четырехлетнюю Сашу. Или для Оли, у которой Кира. Или для Маши, у которой Иванна. Или для Марины с Викой. Или для Гали с Даней. Или для Ксюши со Степой. Или для Аллы с Алей, или для Даши, у которой Вова.
Катя решила рожать Сашу, несмотря на то, что ее молодой человек не был готов к воспитанию ребенка и семейной жизни. Он хотел легкой молодости. После рождения ребенка они поженились, потом развелись вновь. Теперь Катя и Саша живут отдельно. Катя – кинозвезда. Ее все знают.
Оля уехала от мужа, когда поняла, что их семейная жизнь больше похожа на сериал Friends, а их квартира – проходной двор для друзей мужа, который больше интересуется игрой StarCraft II и League of Legends, чем родной дочкой. Сейчас она живет с замечательным парнем и дочкой в Швеции.
Машин муж ушел сразу после рождения Иванны – она была очень беспокойным ребенком, а он хотел высыпаться. Маша защитила кандидатскую и теперь уезжает с дочерью в массачусетский технологический институт.
Муж Марины ушел к другой женщине. Галин муж ушел просто потому, что не смог больше с ней быть – устал. Ксюша уехала от мужа сама: он хотел жить в Гоа и курить бамбук, а Ксюша хотела жить в Москве и работать на любимой работе.
У Аллы мужа не было, она забеременела в командировке и решила родить ребенка. Полгода назад вышла замуж за мужчину мечты, портрет которого впору вешать в девичьей светелке и обводить губной помадой. А Даша была слишком влюблена, чтобы разглядеть хорошенько отца своего сына. После его рождения они быстро расстались. У нее сейчас тоже все хорошо.
И вот вопрос: как этих прекрасных, ярких, очень успешных женщин, которым я завидую и которыми восхищаюсь, назвать "матерями-одиночками"?
"Мать-одиночка" – это что-то из фильма "Москва слезам не верит". Это про то, как главная героиня Катя Тихомирова плачет, уткнувшись в ковер, а потом опять плачет, ставя будильник на 6, а потом, оглядывая неглаженные пеленки, переводит на 5.30.
"Мать-одиночка" – это пятнадцатилетняя девушка, которая пренебрежительно относилась к своему здоровью, и которую, беременную, бросил 17-летний молодой человек, так и не поняв, что произошло с его подругой.
Даже в европейском дискурсе "single mother" – это не только диагноз, но и маркер социального положения. Британская "single mother" – это школьница, родившая в старших классах, не кормящая грудью, потому что "тинейджеры не кормят грудью", бросившая школу, не сумевшая из-за ребенка поступить в институт, и работающая продавщицей в сельской местности.
Когда мои знакомые девушки из Голландии или Франции узнают, что я и мой бывший муж живем раздельно, а я живу вдвоем с дочкой, они, конечно, отмечают, что я "очень смелая", но в их тоне и взгляде видится сожаление о моей конченной жизни. То есть, по их мнению, большинство карьерных возможностей для меня закрыты, и я уж точно не смогу обеспечить достойную жизнь для своего несчастного ребенка.
Даже американская журналистка, Джулия Йоффе, написавшая панегирик московской жизни, пишет с тем же сожалением: "кажется, каждая образованная женщина-профессионал моего возраста в Москве является матерью-одиночкой".
Почему мне это не нравится? Потому что название "мать-одиночка" представляет женщину, живущую вдвоем со своим ребенком, как существо несознательное, страдательное и невезучее, которое обманули и бросили.
Но это ведь совершенно не так. В большинстве случаев в наше время женщина осознанно выбирает такой образ жизни: или родить ребенка без отца, или расстаться с отцом своего ребенка. Да, не сложилось, не получилось, оба решили, что так будет лучше и для них, и для их детей. Так или иначе, она – существо деятельное и активное. И уж точно никого из моих подруг с детьми мне и в голову не придет пожалеть.
Женщина, самостоятельно воспитывающая ребенка, отличается от женщины бездетной только тем, что она раньше ложится спать, раньше встает и имеет более спланированную структуру недели, поэтому о встречах с ней надо договариваться заранее.
У мужчин тоже странные представления о женщинах с детьми. Я читала (в жизни я такого еще не видела), будто бы мужчины думают, что женщина с ребенком ищет не партнера для себя, а отца для своего ребенка. Поверьте, это совершенная глупость, потому что отец у ее ребенка в большинстве случаев есть. Наверное, дело в том, что сегодня у мужчин уже почти не принято исчезать из жизни своего ребенка.
Какие бы ни были отношения с его мамой, папа возит ребенка в детский сад, снимает квартиру рядом с его домом, участвует в жизни родительского комитета и покупает ему новые кроссовки. Тем более, мой ребенок – это не бесплатное приложение, а все-таки самое дорогое, что вот так вот на каждого прохожего не вешают.
Еще один миф – что женщина с ребенком обделена мужским вниманием, и поэтому является легкой добычей. При наличии бабушек и нянь организовать личную жизнь не так и сложно.
И тем более сегодня уже никто не скрывает, что у него есть дети от первого брака – да и технически это сложно. Стоит только открыть аккаунт в социальных сетях новой знакомой, чтобы увидеть и ее малышей, и ее бывшего мужа. Даже на свидания мои подруги ездят, не вынимая детских кресел из машины.
Поэтому, пожалуйста, не называйте женщин с детьми "одинокими матерями". Это действительно звучит глупо. Я предлагаю так: самостоятельная мама.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции