Жюри премии "Большая книга" само романов не пишет. Оно выбирает из того, что написали и представили другие. Ну, не родилось в этом году ни у кого шедевра. Просто хорошего качественного романа не появилось. Что делать?
Есть несколько испытанных приемов. Самый простой – не присуждать никому. Так и сказать: мы здесь для того, чтобы читающая публика не разучилась отличать литературу от, например, интегрального исчисления, которое само по себе может быть даже и хорошо, но, выданное за "Повесть временных лет", может сбить нас с последних ориентиров.
Другой способ прикрыть отсутствие настоящего победителя – это выставить, как щит, заслуженную фигуру.
Писателей с незапятнанной репутацией и так раз-два и обчелся, а чтобы еще с такой неуживчивой натурой, и дотянул до преклонных лет – случай исключительный и заслуживает всяческого поощрения. Для этого существуют премии типа "За вклад". Она выносит произведение автора за рамки, а точнее, над рамками обсуждения.
Даниил Гранин не нуждается в ежегодной переоценке своего творчества, а особенно в том, чтобы воспоминания о его военной молодости выставляли на конкурс художественной литературы.
Путаница с жанрами, кстати, привела и к главному конфликту, который горячо обсуждают критики.
Мнение жюри не совпало с выбором читателей, которые в этом году с неподдельным интересом раскупали книгу "Несвятые святые". Горячий спор, в котором критики обвиняют друг друга – в обскурантизме или, напротив, в оголтелом либерализме, – уводит от объяснения, которое просто, как пряник. "Несвятые святые" – это вообще не художественная литература, это документалистика!
Представьте, на "Оскара" выдвинули бы фильм Пивоварова "Хлеб для Сталина", а потом расстраивались и клеймили бы членов жюри, как скрытых сталинистов.
Я, конечно, пурист, и того же жду от тех, кто взялся судить, что хорошо в литературе, а где еще надо поработать.
Строго говоря, и биография Аксенова, занявшая второе место, отлично написанная, на библиотечной полочке встанет в ряд, отделенный подписью: о литературе и литераторах.
В этом смысле роман Марины Степновой "Женщины Лазаря" честно держит свое третье место, хотя бы только потому, что это действительно роман. И пусть других причин получить строчку в списке победителей у этой книжки нет, биографии – опять биографии! – женщин, словно рассказанные соседками по больничной палате (а он пришел, а она сказала, а свекровка в ответ, а дети сами знаете какие нынче), по крайней мере написаны хорошим литературным языком и с применением художественных средств.
А еще филфаки собираются сокращать!
Если так дело пойдет и дальше, то в следующем году премию "Большая книга" будут присуждать за репортажи.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции