МОСКВА, 4 дек — РИА Новости. Театральное сообщество в целом поддерживает инициативу Минкультуры о проведении обязательного конкурса среди артистов, работающих по бессрочному трудовому договору в театрах, цирках и концертных организациях, однако многие отмечают, что механизм проведения конкурсов и социальные гарантии для работников, лишившихся своих мест, прописаны недостаточно. Об этом было сказано в ходе круглого стола, прошедшего во вторник в Госдуме.
В настоящее время министерство культуры подготовило законопроект, согласно которому, если с артистами, режиссерами, художниками и другими творческими работниками заключены бессрочные договоры, они должны будут раз в пять лет проходить конкурсный отбор на замещение должности. Если творческий работник не проходит конкурс или отказывается от него, то трудовой договор с ним прекращается. Как ожидается, все организации культуры будут переведены на эту систему в течение года после вступления закона в силу. Это, как отмечают разработчики документа, будет способствовать периодическому обновлению труппы, привлечению молодых артистов и стабильному творческому росту коллектива.
"Это не заменяет все те механизмы, которые есть сейчас, однако позволит прийти в труппы молодым артистам. А также компенсирует двойные издержки работодателя", — подчеркнул в ходе встречи в Госдуме статс-секретарь, заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев.
По мнению заместителя председателя Союза театральных деятелей РФ Григория Смирнова, инициатива Минкультуры "не имеет никакого отношения к определению квалификации работника".
"Конкурс не устанавливает порядок определения профпригодности. Речь идет исключительно о востребованности конкретного творческого работника в конкретной организации. Этот законопроект даст инструмент для проведения мероприятий по сбалансированности творческой труппы, но потребует дополнительных мер социальной защиты тех, кто на время будет лишен оплачиваемой работы", — подчеркнул Смирнов.
Среди мер соцзащиты, предложенных представителями театрального сообщества и депутатами, есть и непосредственно материальная поддержка, и предоставление жилплощади для работников театров, в особенности, в регионах, а также программы переподготовки творческих кадров, которые позволят актерам, танцорам и музыкантам переквалифицироваться, например, в гримеров или помощников режиссеров.
Другая проблема, которая волнует театральное сообщество, — это экспертные комиссии, которые будут решать, прошел артист творческий конкурс или нет, а также критерии, по которым такие решения будут приняты.
По мнению гендиректора Московского музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Владимира Урина, для драматических театров внятных критериев нет.
"Я уже в течение длительного времени провожу аттестацию. Все коллективы под нее попадают раз в три года. Все положения я прописал во внутренних документах. Первое время были судебные обращения, но ни один не был восстановлен. Если у меня в музыкальном театре есть очевидные критерии — человек либо поет, либо танцует, либо играет на скрипке, то, что касается оценки работы в драматическом театре, в кукольном театре, таких критериев нет. Субъективность в принятии решения возможна. И тогда суд может защищать точку зрения артиста", — подчеркнул Урин.
Если же есть опасения, что руководство того или иного учреждения начнет увольнять людей из-за личных предпочтений, то, по мнению Урина, этот вопрос смогут решить учредители театров, концертных и других творческих организаций.
"Учредитель может уволить директора театра в считанные минуты. И там, где руководители будут использовать конкурсную систему в корыстных целях, здесь учредители могут решить проблему. Любой худрук должен иметь творческую программу, которую он собирается реализовывать со своими артистами, и она должна быть абсолютно публична", — подчеркнул Урин.
Режиссер-постановщик театра Сатиры Юрий Васильев рассказал, что в труппе театра на данный момент 105 человек, из которых большую занятость имеет лишь треть.
"Минимальная зарплата артистов составляет 30 тысяч рублей. Так вот, директор театра сказал, что если бы в труппе осталось 40 артистов, то их зарплата была бы от 200 тысяч до 1 миллиона рублей", — подчеркнул Васильев.
По данным Минкультуры, численность художественно-артистического персонала в государственных и муниципальных театрах в 2011 году составила 43 936 человек, в музыкальных коллективах — 25 120 человек. 70% из них работает по бессрочным трудовым договорам, при этом от 20% до 30% таких сотрудников, по данным ведомства, не задействованы в работе.
Как рассказал РИА Новости Ивлиев, законопроект о конкурсной основе при заключении контрактов получил согласование в других ведомствах и будет в ближайшее время направлен в правительство РФ, которое уже потом внесет его на рассмотрение Госдумы.