ЧЕЛЯБИНСК, 4 дек — РИА Новости. Президентский Совет по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) считает, что следствие проводит проверку заявлений осужденных о вымогательствах и пытках формально, а постановления об отказе в возбуждении уголовного дела выносятся без опроса заявителей, заявил в Челябинске на заседании по ситуации в копейской колонии №6 представитель СПЧ Игорь Каляпин.
Комментарием Следственного комитета (СК) по этому поводу РИА Новости пока не располагает.
По словам Каляпина, во время усмирения акции протеста в колонии не было применения физической силы, повреждений имущества, ФСИН не вводила в колонию спецназ. Захваченные вышки, согласно данным общественника, были неохраняемыми техническими сооружениями.
"Акция была спланирована и хорошо организована. Одним из требований было освобождение из ШИЗО некоего криминального авторитета, но я категорически не согласен с позицией ФСИН, что акция протеста в колонии — это результат так называемого внешнего влияния, а также заговора отрицательно настроенных осужденных, хотя и внешнее влияние, и отрицательно настроенные осужденные в колонии есть", — заявил Каляпин.
Причина акции протеста, по его словам, "не в воровских традициях". "Криминалитет пытался использовать общее недовольство осужденных, но само недовольство было вызвано иными причинами", — сообщил Каляпин, не уточняя деталей.
По его словам, СК принял 356 заявлений, в них содержатся 253 сообщения о физическом насилии и пытках, 161 сообщение — о вымогательствах, 28 — о нарушениях трудовых прав и 20 — о ненадлежащем медицинском обслуживании. В некоторых заявлениях содержатся сообщения сразу о нескольких преступлениях, с этим и связана разница в общем количестве заявлений и числе нарушений.
"Заявление — это не факт, а субъективное мнение осужденного. Многие говорят, что жалобы не выходили из колонии, что сомнительно. Другое дело, что, попадая в прокуратуру, они дальше некачественно проверяются Следственным комитетом, тому есть подтверждения. Очень часто СК проводит проверку формально, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела выносятся без опроса заявителя", — заявил представитель совета.
Он добавил, что комиссия выявила "странную дисциплинарную практику" в ШИЗО, когда время содержания в изоляторе осужденного продлевается в последний день его пребывания там. Каляпин сообщил, что колония оборудована "великолепно", при этом камеры наблюдения в ШИЗО не работают.
Заключенные также жаловались на то, что их родственники подвергались добровольным денежным поборам. По словам общественника, тем, кто платил, предоставляли привилегии, а остальным — нет.
Руководитель СУСК РФ по Челябинской области Павел Чеурин сообщил, что претензии СПЧ отчасти оправданы, отметив, что в следственном отделе по Копейску работает всего пять следователей. Однако, по его словам, малочисленный штат не может являться оправданием для некачественного проведения расследований.
По сведениям Чеурина, если в 2011 году в производстве следователей находилось 17 дел в отношении сотрудников ГУФСИН, то за 11 месяцев 2012 года уже расследуется 30 дел. Он отметил, что среди расследуемых в 2012 году дел не было дел по колонии № 6 Копейска.
"В понедельник мы истребовали у следственного отдела по Копейску заявления и жалобы по колонии № 6. Планируем до четверга рассмотреть их", — сообщил Чеурин.
Областное ГУФСИН 24 ноября сообщило, что заключенные колонии №6 начали акцию протеста и выдвинули незаконные требования об ослаблении режима, в частности освобождении ряда осужденных из штрафного изолятора. Позже около колонии собрались родственники осужденных, большинство из которых через несколько часов ушли. Оставшиеся на месте молодые люди, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения, по данным полиции, нарушали общественный порядок, а затем начали закидывать стражей порядка бутылками.
По информации областного главка МВД, за нарушение общественного порядка у колонии сотрудниками полиции задержаны 38 человек. Восемь бойцов ОМОНа в ходе пресечения беспорядков получили травмы.
Утром 26 ноября руководитель пресс-службы главного управления ФСИН по региону Иван Мишанин заявил, что заключенные прекратили акцию протеста. После этого Генпрокуратура опровергла информацию о том, что заключенных в Копейске били и кто-то из них сбежал.
По данным СК, в акциях протеста принимали участие до 500 заключенных. Возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий и пять уголовных.