Почему украинские СМИ не играют значительную роль на постсоветском пространстве? Какое влияние на результаты парламентских выборов на Украине оказали социальные сети? А также о перспективах создания единого информационного пространства в пределах СНГ в интервью РИА Новости накануне Форума европейских и азиатских медиа рассказал внештатный советник президента Украины, известный политолог Дмитрий Выдрин.
— Скажите, какое влияние на ход избирательной кампании и результаты парламентских выборов на Украине оказали социальные сети и новые медиа?
— Это влияние похоже на лоскутное одеяло: есть регионы, где влияние новых медиа доминирующее, есть регионы, где влияние новых медиа значимо, а есть регионы, где их влияние практически незаметно.
В Киеве, безусловно, социальные сети, участие в социальных сетях, победило телевидение и даже победило некогда всемогущую гречку и рис (раздачу кандидатами в депутаты продуктовых наборов избирателям — ред.). Те люди, которые были в сетях в Киеве, победили тех, которые годами "сеяли" гречку и рис по своим мажоритарным округам.
Видимо, мы скоро выйдем на уровень Венгрии. Пример Венгрии показателен, поскольку на прошлых выборах в Венгрии социальные сети победили телевидение. Вот на уровень Венгрии мы и выйдем к следующим парламентским выборам, если они пройдут в срок и не будет досрочных. Вот тогда мы уже всей страной войдем в европейский кластер, где участие в сетях побеждает участие на телешоу.
— Российское руководство предлагает Украине принять участие в интеграционных процессах: имеется в виду и Таможенный союз, и Евразийский союз. Какие преимущества и какие угрозы для Киева несет такая интеграция?
— Можно, на мой взгляд, сказать, что образовались пифагоровы штаны. Есть явные экономические выгоды от участия Украины в указанных союзах — это скидки на энергоносители, это открытие рынка Евразийского союза для технологической продукции Украины, которая может быть востребована только этим рынком. Могу отметить, что турбины, которые изготавливаются на харьковском "Турбоатоме", на 95% потребляются рынком России и рынком СНГ.
Пифагоровы штаны заключаются в том, что есть явные экономические преимущества и есть геополитические угрозы. Например, Запад категорически против любых альянсов либо интеграционных проектов с восточной стороной. Для Запада это будет проявлением недружелюбия, проявлением несимпатии. А поскольку наша экономическая элита, бизнес-элита "вмонтирована" в западные интересы — счета у них в западных банках, дети учатся на Западе — то образовывается, что у нас, с одной стороны, экономические преференции и экономические выгоды, а с другой — геополитические угрозы охлаждения отношений. Мы пока находимся в таком шпагате, и выхода из этого шпагата я не вижу.
— Как вы считаете, идеи некоторых политиков о создании единого информационного пространства на территории СНГ имеют перспективу?
— Эти идеи, к счастью, модерируются не политиками, они модерируются самой ситуацией. Если вы зайдете на популярные форумы в России или даже Белоруссии, вы увидите многих украинских участников. И многие участники из России и других стран СНГ сутками "висят" на популярных форумах в Украине. Происходит естественная глобализация информационного пространства, и она, к счастью, не зависит от политиков. Хотят того политики или не хотят, этот процесс неизбежен, он будет происходить вместе с глобализацией экономической, культурологической и глобализацией межнациональной.
— В какую сторону будут интегрироваться основные медиагруппы и медиакорпорации Украины: на Восток или на Запад?
— Интернет-версии печатных изданий интегрируются больше на Восток, поскольку есть объективность взаимопонимания и отсутствия языковых барьеров. Поэтому низовая часть медиа в виде форумов уже интегрирована в пространство СНГ. А воля хозяев, чтобы их издания были больше читаемы на Западе. Поэтому здесь мы видим такие же ножницы: часть медиа интегрирована в русскоязычную среду (и востребована). А хозяева СМИ пытаются создавать англоязычные версии, инициируют совместные проекты, прежде всего, с европейскими странами. Чем закончатся эти попытки — пока неизвестно.
— Какое место в информационном пространстве СНГ занимают украинские СМИ?
— Никакого заметного места они не занимают. Украинские СМИ интровертны, и как все интроверты они пишут о внутренних проблемах, а не о внешних. Поэтому на украинских медиаресурсах прочитать какую-то интригующую информацию о том, что происходит, например, в Казахстане, практически невозможно. Эта интровертность украинских СМИ делает их малоинтересными для общего пространства СНГ.
— После прихода Виктора Януковича к власти многие на Западе стали говорить о сворачивании свободы слова на Украине. Немало критики вызвало решение парламента, которое депутаты сами спустя несколько дней и отменили, ввести уголовную ответственность за клевету. Может ли новоизбранная Верховная Рада вернуться к этому законопроекту, и какие последствия будет иметь этот закон для рынка СМИ?
— Сейчас много говорится, что украинский журналистский корпус не регулируется никакими нравственными законами, но все понимают, что нельзя его регулировать через ограничение свободы журналистов.
Общемировой тренд, когда журналистика регулируется нравственными, моральными правилами, а не уголовным преследованием. И мне кажется, что Украина пойдет по этому пути.
Во-вторых, регулировать украинскую свободу печати с помощью власти нереально. Украинские СМИ практически все частные, за каждым СМИ стоит олигарх. А у любого украинского олигарха есть большие возможности защитить свои СМИ через адвокатов, через лоббирование во властных структурах. Как ни странно, олигархическое происхождение украинских СМИ является в тоже время гарантией их независимости и гарантией свободы печати.
Дмитрий Выдрин родился в селе Назрань Чеченской автономной республики в 1949 году. Окончил философский факультет Киевского университета им. Т.Шевченко по специальности "преподаватель философских дисциплин и обществоведения". Работал корреспондентом газеты "Комсомольское знамя", с 1976 года — научный сотрудник Института философии АНУ, где в 1982-м защитил кандидатскую диссертацию на тему "Методологические аспекты теории качества жизни".
Работал советником президента Украины по вопросам внутренней политики (1994-1996) и советником премьер-министра Украины (1996; 2001-2002; 2002-2004; 2005 гг.). Народный депутат Верховной Рады Украины пятого созыва (2006-2007), глава подкомитета международной безопасности в Комитете международных дел. В 2009 г. был назначен заместителем секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. В настоящее время — внештатный советник президента Украины.
Специализируется в сфере безопасности, принимает участие в проектах, которые касаются интеграционных процессов, глобализации и обеспечения международной безопасности. Публикуется на Украине, в Великобритании, Германии, Австрии, России, США и др. Автор и соавтор более 500 работ по политологии, международным отношениям и философии. Самой почтенной и самой неблагодарной писательской профессией считает профессию репортера.