БЕРЛИН, 2 дек — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Разговор о современном искусстве России с участием молодых художников и критиков открыл в субботу программу публичных дискуссий на фестивале российской культуры RusImport, проходящем на сцене Берлинер Фестшпиле.
Программа RusImport, сформированная вокруг гастролей российских театров в Берлине, стремится также познакомить немецкую публику с яркими культурными событиями в других областях — в кино и современном искусстве. В рамках фестиваля работают две выставки, цель которых — представить разные поколения российских художников.
Выставка знаменитого объединения AEC + F, участники которого привезли в Берлин свою известную трилогию (The Last Riot, The Feast of Trimalchio и Allegoria Sacra), знакомит заинтересованную публику с творчеством художников, сформировавшихся во второй половине 80-х. Выставка, открывшаяся в фойе Дома Берлинер Фестшпиле одновременно с началом театральной программы в четверг, представляет другое поколение художников — тех, кому сейчас от 25 до 35. Выставка V_Museum — Platform Moscow объединила в едином компактном пространстве виртуального музея художников разных направлений, работающих с разными материалами и образами. Некоторые из них — Таисия Короткова, а также Павел Киселев принимали участие в дискуссии, посвященной молодому визуальному искусству России сегодняшних дней. В дискуссии также принимали участие куратор выставки Кристина Штейнбрехер — экс-куратор "Арт-Москвы", директор ЦДХ, директор премии "Инновация"; а также арт-критик и журналист Валентин Дьяконов.
Дискуссии — традиция европейских фестивалей, стремящихся к формату интерактивного форума, не сосредоточенного только на показах и смотрах. Дискуссии предполагают обсуждение актуальных проблем искусства, а также пограничных тем, связанных порою и с социальной, и с политической сферой. В подобных публичных разговорах принимают участие профессионалы, ведущие дискуссию, а также публика, задающая вопросы и высказывающая свое мнение.
Разговор о современном российском искусстве определил свою тему как "Самоопределение. Молодое искусство в России". Для немецкой публики эта дискуссия стала серьезным источником информации, потому что, как отмечали участники, молодое искусство России, черпающее вдохновение, с одной стороны, из советского авангарда, а с другой, из современных процессов на Западе, для мира пока достаточно закрыто и сосредоточено само на себе.
Кристина Штейнбрехер рассказала немецкой публике о состоянии современного искусства в России, о тех немногочисленных галереях, которые пока существуют в Москве, и о связанной с этим высокой степени самоорганизованности молодых художников.
Таисия Короткова, представляющая на выставке V_Museum серию работ "Технология", инспирированную образами производственных процессов, рассказала о своем личном опыте, о пути молодого человека в современное искусство, об окружающем контексте.
"Второе высшее образование я получала в Институте проблем современного искусства, тогда же начала участвовать в групповых выставках в Музее современного искусства. Потом сделала персональную выставку в рамках второго молодежного биеннале. Выставка имела резонанс, и после этого я начала участвовать в международных проектах, в том числе, в Швеции. Это был важный опыт, так как восприятие искусства в Швеции сильно отличается от российского", — рассказала Короткова.
Она также рассказала о практике "квартирных", андеграундных выставок, о премии Кандинского и своих современных проектах. Ее первая персональная выставка в Москве состоялась в этом году в галерее "Триумф".
В дискуссии также была затронута проблема состояния российской критики и исследовательской области современного искусства в сравнении с западной практикой. Валентин Дьяконов рассказал об "Арт-хронике", о других профессиональных изданиях и об обширном опыте интернет-медиа и блогосферы. Ведущая дискуссии — немецкий арт-критик Астрид Маниа — поделилась своим опытом столкновения с российским искусством, а также рассказала о том, что на Западе о российском искусстве знают немного — на слуху только арт-группа "Война" и Pussy Riot. Политическому контексту существования современного искусства в современной России было уделено особое внимание, как и проблеме взаимоотношения молодых российских художников с мировым контекстом.
"Я, как художник, ориентирована на мировую историю искусства, а не только на русское наследие. Мне кажется, это достаточно традиционно для России, где всегда поглядывали или на Запад, или на Византию. Другое дело, что когда европейский опыт попадает в поле зрения русского художника, то результат этого синтеза может быть неожиданным", — рассказала Таисия Короткова.
Программа публичных разговоров на фестивале RusImport продолжится дискуссиями о театре, литературе, кино и проблемах детей в России.