МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Культурная российская программа RusImport — совместный проект фестиваля "Новый Европейский Театр" и Берлинского фестиваля в рамках года России-Германии 2012/2013 — откроется на большой сцене Дома Берлинер Фестшпиле спектаклем "Мастерской Петра Фоменко" "Три сестры" в четверг.
Программа RusImport — это десятидневный марафон, включающий в себя заметные культурные явления российского пространства последних лет. Впервые за много лет в Германии пройдет столь масштабное фестивальное событие, посвященное русскому искусству.
"Инициатива проведения фестиваля возникла в связи с годом России в Германии. Такого, действительно, не было давно. Последнее, что происходило в Германии в связи с российской культурой, это Дни русской культуры, которые проходили в 2003 году. Тогда проводили очень много мероприятий по всей Германии, но это не носило фестивального характера", — рассказал РИА Новости куратор программы Андреа Виггер.
Организаторы и отборщики фестиваля — Берлинер Фестшпиле — решили не ограничиваться одним видом искусства и постарались сделать афишу разнообразной. Интересное для себя здесь найдут и театралы, и ценители живописи, и любители кино. Европейская культура развивается в русле постоянного тесного диалога между разными сферами искусства: театр заимствует средства выразительности кино, перформанс выходит на драматические сцены, а драма осваивает интерьеры музеев. В программе RusImport — как традиционное русское искусство, живое наследство психологической школы, так и современные эксперименты, близкие европейской реальности.
"Бюджет, которым мы располагаем, не такой большой, и когда мы с худруком Берлинского фестиваля поняли, что есть возможность что-то привезти из России, решили, что лучше сделать именно многожанровый, мультимедийный фестиваль, чем просто пригласить несколько маленьких театральных трупп", — сказала Андреа Виггер.
Открытие
Откроется фестиваль гастролями одного из лучших российских театров — "Мастерской Петра Фоменко", чьи спектакли способны рассказать о русском искусстве сцены, о школе гораздо больше, чем любые книги и фильмы. "Три сестры", как и другие работы Мастера, это тонкое плетение психологической, нежной вязи, и в то же время — это особенный, светлый и ироничный взгляд. Взгляд автора — Чехова, которого Фоменко "вывел" на сцену. В "Трех сестрах" Фоменко фантазия, рожденная пером гения, творит настоящую жизнь, постепенно обретающую плоть, кровь, настроение.
"Я думаю, что немецкой публике это будет очень интересно. У нас довольно часто играют эту пьесу, но всегда ведь интересно посмотреть, как Чехова ставят в России. И потом, театр Фоменко, хоть и можно, наверное, назвать традиционным искусством, но все-таки это что-то особенное, какая-то своя традиция. Нельзя сказать, что это такой старомодный Станиславский, спектакли Фоменко — это всегда иронично, легко. Поэтому, надеюсь, немецкий зритель поймет этот спектакль", — говорит Андреа Виггер.
"Депо гениальных заблуждений" и другие эксперименты
Среди других российских театральных событий в программе RusImport — то, что обычно попадает в номинацию "эксперимент" на фестивале "Золотая Маска". Лаборатория Дмитрия Крымова привезет одну из своих недавних премьер — спектакль "Горки-10" — своеобразный коллаж из пьес Пушкина, Розова, Погодина, Вишневского, повести Васильева "А зори здесь тихие". Театр Крымова — это, в первую очередь, визуальный театр, театр художника, где первичен образ, а не слово, где мыслят картинками, неочевидными ассоциациями, где из подручных средств рождается какой-то новый, воображаемый мир.
Последним участником театральной программы фестиваля RusImport станет Инженерный театр А.Х.Е. из Петербурга — постоянный участник всевозможных мировых фестивалей, не имеющий в родном городе своего собственного дома. А.Х.Е., театр Максима Исаева и Павла Семченко, создает спектакли, в которых нет привычного представления о сюжете, здесь главное — не рассказ, а композиция, строящаяся посредством движения тел, взаимодействия с предметом, с необычным пространством, с видеоинсталляцией и особенной звуковой партитурой. В Берлин А.Х.Е. привезет спектакль "Депо гениальных заблуждений", историю об ошибочных научных теориях. По мнению А.Х.Е., эти неоправдавшиеся в будущем прозрения удивляют своей красотой и убедительностью. Не став частью науки, многие из них дали толчок будущим исследованиям и, особенно творчеству, литературе, живописи. Среди гипотез, пытавшихся по-новому описывать мир, — теория о квадратном атоме, идея об осевом вращении луны, концепция тахионов — частиц, движущихся из будущего в прошлое.
"А.Х.Е. гастролируют много, но, по-моему, в таком большом театре они еще не выступали, — в основном, на маленьких фестивалях. Мне кажется, это очень хорошие, интересные артисты, которые занимаются творчеством на самом высоком уровне. А Дмитрий Крымов, как мне кажется, — один из самых интересных режиссеров в России на сегодняшний день. Его театр уже участвовал в одном фестивале в Германии, со спектаклем "Opus № 9", сейчас они играют в Дюссельдорфе, а четвертого декабря у нас в Берлине", — рассказала Андреа Виггер.
Живопись, кино и "Господин хороший"
Помимо театра, Берлинер Фестшпиле вместе с фестивалем NET привозит в Берлин современное российское изобразительное искусство. С 29 ноября по 3 декабря состоится выставка известной российской арт-группы AES+F, существующей с 1987 года и не раз выставлявшей свои инсталляции и другие работы в разных странах мира. В Берлине группа, созданная концептуалистами-архитекторами Татьяной Арзамазовой, Львом Евзовичем и дизайнером Евгением Святским, покажет свою знаменитую трилогию, состоящую из работ The Last Riot (2007), The Feast of Trimalchio (2009) и Allegoria Sacra (2011), созданных в период с 2007 по 2011 год. Это сложные инсталляции с искусным использованием цифровых технологий. Работы для экспозиции в Берлине предоставит московский Мультимедиа Арт Музей.
Другая выставка в рамках RusImport "V museum — Platform Moscow" пройдет с 29 ноября по 9 декабря, это виртуальная инсталляция с участием российских художников от 25 до 35 лет.
Киноискусство России в Берлине будет представлено фильмом Андрея Звягинцева "Елена", получившем в Каннах приз "Особый взгляд", обладатель различных наград российских и зарубежных фестивалей. "Елена" — история сильной женской натуры, бытовая ситуация, увиденная режиссером как античный миф, и в то же время социальное высказывание о современной России. Впрочем, по мнению немецкой стороны, "Елена" может быть понятна и близка зарубежному зрителю.
"Я смотрю много российских фильмов, но именно "Елена" произвела на меня самое глубокое впечатление. У Звягинцева универсальный язык, да и сюжет фильма не такой уж типично русский. Конечно, понятно, что действие происходит в России, но подобное могло случиться и в Германии, и в Швеции, и в США. Речь там идет о человеческих отношениях, прежде всего, это касается каждого. И потом, это просто очень хороший фильм", — говорит Андреа Виггер.
Для представителей Берлинского фестиваля важно было включить в программу еще один жанр — эстрадную политическую сатиру. Второго декабря на сцене Дома Берлинер Фестшпиле покажут проект Дмитрия Быкова, Михаила Ефремова и Андрея Васильева "Господин хороший".
Посмотрите фотоленту: "Господа хорошие" Дмитрий Быков и Михаил Ефремов >>
"Мне показалось, что это очень яркое мероприятие, тем более, такого вообще нет в Германии. У немцев другое отношение к поэзии, да вообще, немцы почти ни одного стихотворения наизусть не знают. Когда я рассказывала всем, что это за проект, что происходит на сцене, все очень удивлялись. Удивлялись тому, что на такое мероприятие можно собрать зал. К тому же, мне кажется, что Быков — это интересная личность, которую хотелось бы представить немецким СМИ и немецким зрителем", — говорит Андреа Виггер.
Диалог со зрителем
Подобно многим европейским фестивалям, RusImport предлагает не только зрелища, но и общение. Фестивалю важно наладить диалог со зрителем, превратить программу в интерактивное мероприятие, обсудить с профессионалами и широкой публикой не только искусство, но и социальные проблемы. Всего в рамках RusImport пройдет четыре дискуссии: "Изобразительное искусство", "Литература", "Детство" и "Театр". В обсуждениях будут принимать участие профессионалы из каждой области, так, про театр будут говорить известный российский театральный критик Марина Давыдова и знаменитый немецкий режиссер, художественный руководитель Шаубюне Томас Остермайер. Единственная не связанная с искусством дискуссия будет посвящена проблемам детей в России.
"Дискуссии рассчитаны на широкую публику, в Германии интересуются этим форматом, у нас есть такая традиция. В дискуссиях участвуют профессионалы, а публика наблюдает и задает вопросы. У нас произошли небольшие изменения в программе. Мы пригласили Чулпан Хаматову принять участие в дискуссии о детстве, но она, к сожалению, не сможет приехать. В дискуссии примут участие драматург и директор Театра.doc Елена Гремина, Павел Баршак, Мария и Андрей Поповы. Речь пойдет о ситуации с детьми в России, это такая социальная дискуссия", — рассказала Андреа Виггер.
Организаторы фестиваля рассчитывают на то, что программа будет интересна как русским, живущим в Берлине, так и немецкой публике.
"Надо понимать, что немцы ничего практически не знают о России. Нет диалога. Если он есть в сфере экономической, то в культурной почти нет. Я надеюсь, что этим, даже маленьким, фестивалем мы сможем немного приоткрыть вид немцам на Россию", — рассказала Андреа Виггер.
Фестиваль RusImport пройдет в Берлине с 29 ноября по 9 декабря.