МОСКВА, 30 ноя — РИА Новости, Светлана Янкина. Деревянный дом в голландском Заандаме, где Петр I начал "рубить окно в Европу", откроется после масштабной реставрации в марте 2013 года, сообщила РИА Новости смотритель музея Фарида Гусейнова.
"В начале этой недели мы уже запаковали и вывезли все экспонаты, и до 5 марта мы будем официально закрыты. Вместе с тем, каждое воскресенье в домике будет находиться сотрудник, который расскажет всем желающим о ходе проведения работ — ведь за все время существования в нем музея, с начала 1800-х годов, он закрывался для публики только раз, во время ремонта в начале 1970-х годов, и мы не хотим, чтобы дом исключался из культурной среды насовсем", — рассказала собеседница агентства.
У деревянного дома 1632 года постройки удивительная история, связанная с российской императорской династией и многими известными личностями, которые приезжали в этот неприметный дом с завидной регулярностью на протяжении нескольких веков. Сейчас там находится немало памятных табличек, рассказывающих о визитах не только российской монаршей семьи, но и Наполеона, и наставника будущего императора Александра II, поэта Василия Жуковского, который оставил на память строки "Великий князь, благоговей! / Здесь колыбель империи твоей, / Здесь родилась великая Россия!".
Этими словами он обратился к Петру I, который инкогнито приехал в Голландию летом 1697 года и приступил к работе на корабельной верфи в Заандаме, в свободное время осматривая местные фабричные постройки, мельницы и прочее. Однако слух о том, что в городе поселился русский царь, распространился очень быстро, и из-за наплыва зевак Петру пришлось отбыть в Амстердам, где он продолжил обучение плотницкому делу. Несмотря на то, что в Заандаме он провел всего восемь дней и потом бывал там только наездами, этот дом стал очень значимым для российской императорской семьи. Он принадлежал попеременно то голландцам, то представителям династии Романовых, которые заботились о деревянном строении.
Первая защитная конструкция появилась у дома при дочери Павла I Анне Павловне, которой он был подарен свекром — голландским императором Вильгельмом I. Затем домик был преподнесен сыном Анны Павловны Вильгельмом III Александру III — по его приказу строение было поднято на каменный фундамент и укреплено, а при Николае II обзавелось каменным защитным футляром по проекту архитектора Залма и оградой. Таким образом получился как бы дом в доме. Предстоящие реставрационные работы затронут все эти объекты.
"В первую очередь, будет восстановлен фундамент — домик стоит на болотистой почве, что до сих пор создает проблемы. Кроме того, укрепляющая конструкция, появившаяся у дома при Александре III, держится на стальных балках, которые уже в коррозии и тянут его, — в ходе реставрации мы решим и этот вопрос. Также мы займемся защитным корпусом — были найдены оригинальные чертежи, благодаря которым мы вернем его к тому состоянию, каким он замышлялся архитектором Залмом, и каменной оградой", — рассказала смотритель музея.
По ее словам, работы будут выполнены за счет спонсорских средств группы "Сумма" (председатель совета директоров этой структуры Зиявудин Магомедов входит в попечительские советы Большого театра и ВГИКа) и обойдутся в 725 тысяч евро.
Собеседница агентства отметила, что за год в этот небольшой музей приезжает примерно 8 тысяч человек, что не так уж и мало, особенно если учесть, что практически все они едут туда целенаправленно.
После реставрации посетители домика Петра I, который входит в музейное объединение Zaans museum, смогут снова увидеть там картины, в том числе портрет Петра I, выполненный по заказу Анны Павловны, и предметы интерьера — например, сохранившийся до сих пор шкаф-кровать, где непонятно как размещался царь, известный своим высоким ростом.
Вообще, для небольшого города с населением в несколько десятков тысяч человек домик Петра I и история, связанная с ним, значат очень много. Например, из-за него в Заандаме появился своеобразный русский квартал, где улицы названы по фамилиям писателей (Пушкина, Толстого) или же аристократов, сподвижников Петра I. А с 1897 года раз в 50 лет город гуляет ровно восемь дней — столько, сколько пробыл там Петр I.