С.-ПЕТЕРБУРГ, 29 ноя – РИА Новости. Развитие арктического кластера в республике Саха (Якутия) является одним из приоритетных направлений – как и в Петербурге; два региона объединяет серьезная научная база, многолетние исследования Арктики и морская составляющая, считает вице-президент Якутии Дмитрий Глушко.
"Например, мы намерены самым активным образом участвовать в обсуждении особенностей закона об администрации Северного морского пути (СМП). Мы очень заинтересованы в том, чтобы развивать береговую инфраструктуру республики и в частности, два порта – Тикси и Черский", - сказал Глушко на пресс-конференции в петербургском медиацентре РИА Новости.
Научная база для полярных исследований в республике есть – это Якутский научный центр, являющийся частью Сибирского отделения РАН. В Петербурге многие научно-исследовательские центры работают в Арктике, однако общепризнанным лидером в полярной науке признан Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт Росгидромета (ААНИИ).
"Я думаю, что мы сумеем привлечь для совместной работы на территории республики и Арктический совет, и множество других международных организаций, которые готовы с нами сотрудничать", - сказал Глушко.
В свою очередь, директор Российского государственного научно-исследовательского и проектного института урбанистики Владимир Щитинский в беседе с РИА Новости отметил, что одним из ключевых факторов для развития любого северного региона становится сегодня развитие инфраструктуры.
"Если говорить о Севморпути, то все упирается в береговую инфраструктуру, в дороги. Пока в Заполярье это только развивается. Нужно понимать, что без развития портов, перевалочных баз, дорог любая, даже самая мощная транспортная артерия, которой является СМП, будет неэффективна", - сказал Щитинский.
Согласен с таким мнением и президент Санкт-Петербургской Арктической общественной академии наук Валерий Митько, добавляя, что любое межрегиональное сотрудничество нужно рассматривать с геополитической точки зрения – особенно если речь идет об Арктике.
"В Арктике пока нет ни сил, ни средств, ни людей для обеспечения нашего присутствия там в должной мере. И такие силы – научные, военные, экономические – понадобятся", - подчеркнул Митько.
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о создании федерального казенного учреждения "Администрация Северного морского пути" 30 июля этого года. Документ вводит новое определение акватории Северного морского пути. Под ней понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону страны и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада - меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин шар, Карские ворота и Югорский шар.
Северный морской путь - кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тысяч километров (через Суэцкий канал - свыше 23 тысяч километров). СМП обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).