Изба крестьянина-середняка, коммуналка 20-х годов, рабочий барак, хрущёвка, современная квартира-студия - все это постоянно действующая экспозиция "Мой дом - Россия". Ее создатели, сотрудники Государственного центрального музея современной истории России, решили рассказать о вековой истории повседневной жизни соотечественников в "предлагаемых обстоятельствах", иными словами - в интерьерах.
Как водится - пляшут от печки. Рассказ об экспозиции экскурсоводы начинают с крестьянской избы, вернее, с ее центра - русской печи, которую крестьяне называли "подательницей жизни".
"Вокруг печки вращалась деревенская жизнь, - говорит научный сотрудник ГЦМСИР Дарья Косолапова. - А вообще мы с вами находимся в избе крестьянина-середняка. Деревянная лавка, стол и самовар - как показатель достатка".
Самовары стоили дорого, причем продавали их по весу: чем тяжелее, тем дороже. Хорошие самовары считались достойным приданым невесты.
Главный экспонат орудий труда крестьянского подворья - конечно же соха. Земледельцы любовно называли ее "Андреевной" и говорили: "Полюби Андреевну, будешь с хлебушком".
"Крестьяне, по данным переписи 1897 года, составляли 77% от всего населения страны. Россия вступила в XX столетие как аграрно-индустриальная держава", - напоминает Косолапова.
Вплоть до революции земледельцы были самым многочисленным сословием Российской империи. А когда пролетариат все сословия отменил, символом быта Страны Советов стали коммуналки.
Занавески с серпом и молотом
Коммуналка - это большая квартира недобитого буржуя. Состоятельным фабрикантам, известным врачам и адвокатам новая власть любезно оставляла одну-две комнаты, а в остальные заселяла рабочих и крестьян. Что называется - уплотняла.
"Кухня - это главное место общего пользования. Здесь готовили пищу, стирали и сушили белье, обсуждали новости личной жизни и главные политические события, происходившие в стране, ссорились и мирились", - рассказывает Косолапова.
Магазин-музей с революционным прошлым >>
У каждой хозяйки был свой стол и керосиновый примус, среди посуды - деревянные крестьянские ложки, агитационный фарфор. Новая власть пропагандировала себя в те годы и на занавесках с серпом и молотом, и даже на папиросах с названием "Ильич".
"Новые хозяева часто чувствовали себя неуютно в бывших господских квартирах с лепниной на потолках, огромными окнами, массивной мебелью из кожи и красного дерева. К тому же большие комнаты было трудно отапливать. А холод, наряду с голодом, был большой проблемой городов в 1920-1930-е годы. Одним словом - разруха", - констатирует эксперт.
Строители светлого будущего из мрачных бараков
Впрочем, это были годы не только разрухи, но и созидания. В 1929 году на Урале у подножья горы Магнитной началось строительство металлургического комбината имени Сталина. "Магнитка", наряду с другими грандиозными стройками первых пятилеток, стала для десятков тысяч людей и работой, и домом.
"Жили строители светлого будущего в мрачных, тесных, неблагоустроенных бараках, где размешалось до ста человек. Один из таких бараков составляет часть нашей экспозиции, - говорит Косолапова. - Проживание в нем было платным, труженикам приходилось отдавать примерно четверть зарплаты".
К середине 30-х годов для рабочих стали строить более благоустроенные общежития. А в середине 50-х ЦК КПСС принял постановление "О развитии жилищного строительства в СССР". Его инициатором стал первый секретарь Коммунистической партии Никита Хрущёв. Именно поэтому в народе новые дома сразу же и окрестили хрущёвками.
Минимизация быта
Хрущёвка - это малогабаритная комната, узкий коридор, совмещенный санузел и кухня в шесть квадратов. "Сразу же возник анекдот, что среднестатистической советской женщине эта кухня мала в бедрах, - смеется заведующая экспозиционно-мемориальным отделом ГЦМСИР Людмила Ковалева.- Для таких маленьких квартир нужна была такая же маленькая мебель и бытовая техника. Подходящего размера бытовые приборы как раз и выпускали советские фабрики и заводы".
Хрущевки диктовали минимизацию быта. Навесные шкафчики вытесняли громоздкие кухонные буфеты, складные диваны заменяли кровати, а секретеры - письменные столы. Тогда же на свет появились журнальные столики и торшеры.
Бытовая техника во время жесточайшего дефицита стала показателем достатка. Это сегодня магнитофон, фотоаппарат и пылесос для россиян - привычные вещи, а тогда они давали статус своему обладателю.
Благоустроенная современность
"Умный" пылесос, который сам находит загрязненную поверхность и возвращается на базу для подзарядки, холодильник с автоматическим приготовлением льда, духовой шкаф с системой самоочистки - это уже бытовая техника современной квартиры-студии.
"Квартира-студия - новый тип жилого помещения, которое не разделено на отдельные комнаты стенами. Ее единое внутреннее пространство делится на зоны: кухонную, гостиную. Владельцы таких квартир, как правило, - люди состоятельные, которые могут воспользоваться услугами дизайнера", - рассказывает Ковалева.
С интерьером современной квартиры студии посетители экспозиции знакомятся в последнюю очередь, оставив позади в том числе и одноместный номер гостиницы "Россия".
Почти 40 лет гостиница с видом на Кремль без преувеличения была центром общественно-политической жизни страны. В ней селили участников съездов КПСС, сессий Верховных Советов СССР, Московских международных кинофестивалей, встреч на высшем уровне и руководителей различных государств. Но в 2006-м "Россию" снесли. Понять и представить, какой она была, теперь можно только по предметам постоянно действующей экспозиции "Мой дом - Россия".
Елена Косова