Рейтинг@Mail.ru
"Штрафы Медведева" – не сингапурские, а скорее европейские - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Штрафы Медведева" – не сингапурские, а скорее европейские

Читать ria.ru в
В субботу утром Дмитрий Медведев подъехал на BMW к камере своего видеоблога, демонстративно отстегнул ремень безопасности, вылез из машины и рассказал стране о том, какими, по его мнению, должны быть штрафы за нарушение ПДД.

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.

В субботу утром премьер-министр Дмитрий Медведев подъехал на BMW к камере своего видеоблога, демонстративно отстегнул ремень безопасности, вылез из машины и рассказал стране о том, какими, по его мнению, должны быть штрафы за нарушение ПДД.

Почему предложения премьера не всем понравились и вызвали бурю обсуждений в Рунете?

Что именно предложил премьер

"Планируется усилить административную ответственность водителей за превышение скорости, за проезд на красный свет, за выезд на встречную полосу и другие наиболее опасные нарушения правил дорожного движения", – заявил глава правительства.

По его словам, ответственность "будет дифференцированной с учетом персональных особенностей. Например, для Москвы и Санкт-Петербурга это может быть до 500 тысяч рублей, для других регионов – до 250 тысяч рублей".

"Ведомствам также поручено разработать вопрос о возможности временного изъятия транспортного средства, чтобы обеспечить исполнение решений по административным делам нетрезвых водителей", – подчеркнул Дмитрий Медведев.

Спустя несколько часов он уточнил в Facebook: "Обращаю внимание, что 500 тыс руб. и 250 тыс руб. штрафа предлагается ввести в качестве меры ответственности только за езду пьяным".

Кроме того, премьер в своем видеообращении напомнил и об уголовной ответственности за вождение в пьяном виде, если это повлекло тяжкий вред здоровью, смерть двух и более человек.

"Что именно предлагается? Во-первых, ввести нижний предел срока лишения свободы – 5 лет, и увеличить верхний предел до 15 лет ", – сказал глава правительства.

Что стало причиной столь радикальных предложений

Формально причина налицо. За последние несколько месяцев произошло больше десятка резонансных ДТП с человеческими жертвами по вине водителей – как правило, пьяных.

Но даже если водители не были пьяными или не удалось доказать, что они были пьяными, как в случае с гибелью Марины Голуб, все равно имело место грубое нарушение ими ПДД: выезд на перекресток при запрещающем сигнале светофора, нарушение скоростного режима на улицах города, на пешеходном переходе и т.п.

Подобные ДТП с такими же трагическими последствиями были и раньше и не в меньшем масштабе, но только в последнее время практически каждый такой случай становится известным благодаря увеличению сети камер слежения за дорожным движением и широкому распространению видеорегистраторов в автомобилях граждан. Видеозапись большинства таких ДТП почти сразу появляется в интернете.

Самые резонансные ДТП в России в 2010‑2012 годах >>

Публичность в данном случае – в интересах ГИБДД, потому что за редкими исключениями (например, когда по ее вине отсутствуют предупреждающие и запретительные дорожные знаки) это лишний раз позволяет гаишникам подчеркнуть правовой нигилизм граждан за рулем.

И сами водители раз за разом это невольно подтверждают: периодические рейды в Москве по выявлению пьяных за рулем дают улов в сотни таких нарушителей за ночь, словно сговорившихся: делайте что хотите, а мы пьем и будем пить, и водить пьяными.

Похоже, мало кого пугают те штрафы и другие административные и уголовные наказания, которые предусмотрены в законопроекте депутатов Госдумы, который сейчас рассматривается в парламенте.

Таким образом, обращение Дмитрия Медведева можно расценивать как предупреждение исполнительной власти и автолюбителям, и законодателям: она, власть, либеральничать в этом вопросе дальше не намерена.

Что думают эксперты

Эксперты практически единодушны в том, что размер штрафов, предложенный Дмитрием Медведевым, чрезмерный. Одни считают, что гораздо важнее – усиливать контроль за соблюдением ПДД, причем не только со стороны полиции.

Лысаков считает чрезмерными предложения по штрафам за нарушения ПДД >>

"Если у нас не может заниматься этим ГИБДД, то должно заниматься общество. В качестве такой альтернативы мы не раз предлагали ввести вознаграждение, как это было сделано в Германии, когда человек будет действительно заинтересован зафиксировать любого нарушителя и получить за это компенсацию", – предлагает президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

Другим не кажется справедливым административно-территориальный принцип определения размера штрафа – в Москве и Санкт-Петербурге в два раза больше, чем в провинции. Руководитель группы юристов компании "Автоадвокат" Ольга Ивицкая предлагает дифференцировать размер штрафов в зависимости от доходов провинившегося.

Также эксперты уверены, что значительное увеличение размера штрафа неэффективно в условиях коррупции в органах внутренних дел. Управляющий партнер юридического бюро "Аксенов и партнеры" Игорь Кельмен напоминает, что норма об уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения уже была в СССР, но в 1992 году ее убрали из-за злоупотреблений в ГАИ.

А главный идеолог думского законопроекта об ужесточении наказаний на нарушение ПДД, первый заместитель председателя комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков считает, что "при отсутствии четких критериев нарушений, т.е. как будут эти нарушения фиксироваться, камерой или на глаз… штраф в 500 тысяч рублей – это неадекватно ни деянию, ни зарплате".

Так или иначе, но, как считает новый руководитель фракции "Единой России" в Госдуме Владимир Васильев, таким способом Дмитрию Медведеву, судя "по реакции людей – в интернете, в СМИ – удалось достучаться и до тех, кого эта тема еще не затронула. Дискуссия началась".

Как отреагировали автолюбители

Дискуссия, действительно, началась, и реакция интернет-пространства была бурной. Но если попытаться систематизировать отклики по сути, то выясняется, что большинство автолюбителей прежде всего обращает внимание на несоответствие предложенных премьером штрафных сумм и доходов россиян.

Эмоционально эту претензию сформулировал Михаил Прохоров: "…В курсе ли он (Медведев) размеров средней зарплаты граждан страны, которую когда-то возглавлял? И как он представляет себе механизм уплаты полумиллионного штрафа? …Что теперь – банки будут давать кредит на 30 лет для выплаты штрафа?!"

Очень многие усматривают в этом лишнюю возможность для коррупции на дорогах, мол, под угрозой таких огромных штрафов водители безропотно будут платить взятки инспекторам ГИБДД, причем размер взяток возрастет.

Многие опасаются, что при проверке их с помощью алкостестера стрелка прибора отклонится от нуля из-за выпитого стакана кефира или кружки кваса, а поскольку "запас трезвости" водителя в 0,3 промилле был в 2010 году отменен, то проверка на опьянение явится еще одной коррупционной статьей дохода инспекторов и медработников.

Не так много автолюбителей обращают внимание на то, что резкое ускорение, выезд на встречную полосу или проезд на красный свет иногда бывает единственным способом избежать той самой трагедии, за которую премьер предлагает давать от 5 до 15 лет.

Однако практически никто из возмущенных автолюбителей не соотнес выступление премьера с думским законопроектом, где штрафы тоже отнюдь не маленькие. Между тем, этот законопроект никто не отменял, он идет своим чередом и если не до Нового года, то в начале 2013-го будет принят.

Полумиллионные штрафы за езду в пьяном виде >>

И, возможно, тогда автолюбители, еще помнящие свой шок от "европейского" размера медведевских штрафов, не станут так уж сильно протестовать против по-сингапурски скромных штрафов Госдумы.

Как наказывают водителя сейчас и как планируют наказать его депутаты

На сегодня минимальный административный штраф за нарушение ПДД составляет 100 рублей, максимальный – 5000 рублей.

С пятью тысячами рублей и правами на полгода можно расстаться при выезде в нарушение правил на встречную полосу или на трамвайные пути встречного направления. В думском законопроекте соответствующую статью КоАП (12.15 ч.4) предлагается дополнить штрафом в 10 000 рублей и лишением прав на год – за повторный выезд на встречку.

За проезд на запрещающий сигнал светофора сейчас штрафуют на 1000 рублей (статья 12.12 ч.1). В думском законопроекте за повторный проезд на красный свет штраф увеличивается до 5000 рублей, и появляется возможность отобрать права у нарушителя на полгода.

За превышение скорости штраф колеблется от 100 рублей (превышение не более чем на 20 км/ч) до 2500 рублей (на 60 км/ч) плюс лишение прав на срок до полугода (статья 12.9). Депутатами предлагается статья: за превышение на 80 км/ч штрафовать на 5000 рублей, а за такое же повторное нарушение – на 10000 рублей и отбирать права на год.

За езду в нетрезвом виде, если обошлось без ДТП, максимальный административный штраф сейчас оставляет 5000 рублей, арест на 15 суток водителя и лишение его водительских прав на срок до 2 лет (статья 12.8 ч.3 КоАП). За отказ от медицинского освидетельствования могут лишить прав на 18-24 месяца, а если прав у отказника вообще не оказалось, то его посадят на 15 суток, но деньгами за отказ от проверки на опьянение не наказывают.

Штрафы и наказания в России за вождение в нетрезвом виде. Инфографика >>

Депутаты предлагают за езду в нетрезвом виде штрафовать на 50 000 рублей. На столько же они хотят штрафовать за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, и за отказ пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Законодатели также предлагают усилить уголовную ответственность за езду пьяном виде, закончившуюся смертью людей. При этом их поправки в соответствующую статью 264 УК РФ даже более жесткие, чем предлагал премьер. За смерть одного человека – лишение свободы на срок от 5 до 15 лет, а смерть двоих и более – от 8 лет до 15 лет.

Таким образом, если сравнивать депутатские и премьерские ужесточения, то разница – лишь в размере штрафов. Там, где депутаты хотят штрафовать на 50 тысяч рублей, глава правительства предлагает брать с нарушителя в 5-10 раз больше.

Сколько берут в других странах

Сингапурские штрафы, о которых сейчас много говорят в блогосфере, на самом деле даже меньше тех, что предлагаются в думском законопроекте.

Например, за проезд на красный свет, выезд на встречную полосу и езду в нетрезвом виде в Сингапуре в первый раз оштрафуют от сумму от 500 до 1000 сингапурских долларов, то есть на 10000 до 20000 рублей (по курсу на этот понедельник). Правда, за "пьяное" ДТП с человеческими жертвами в Сингапуре могут повесить.

Дмитрий Медведев говорил скорее о европейских размерах штрафов. В Великобритании, Германии, Италии и еще ряде стран ЕС за превышение скорости более чем на 60 км/ч и езду в нетрезвом виде штрафы могут составить в пересчете на рубли и 50 тысяч, и 100 тысяч, и даже больше.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала