Отправляющиеся в Чехию туристы, как правило, считают своим долгом посетить Карлов мост, собор Святого Вита, Староместскую площадь, Чески-Крумлов, Кутну-Гору, Карловы Вары… Многих привлекает и завод богемского хрусталя, за последние полтора столетия фактически не затронутый автоматизацией - здесь по-прежнему господствует ручной труд.
"Традициям богемского хрусталя в этом году исполнилось 150 лет. И уникальность нашего завода в том, что передается эта традиция производства хрусталя от поколения к поколению, что все люди здесь работают сердцем и душой", - рассказала корреспонденту РИА Новости заместитель председателя совета директоров завода Романа Хатрна.
Путь к шедевру начинается с эскиза. "Эскизы хрустальных изделий рождаются порой неожиданно. Например, я нарисовал королевскую корону и подумал: хорошо, а если её превратить в вазу, потом в бокалы, графины, блюда…", - рассказывает директор производства Станислав Махек.
Он пришел на завод 45 лет назад и начинал как шлифовщик, потом увлекся эскизами хрустальных изделий, над которыми работает и сейчас.
По его словам, важно понимать, что хочет конкретный клиент. Не менее значимо, из какой страны пришел заказ. Поэтому до создания эскиза художник изучает культуру этого народа, много читает об особенностях развития страны. И лишь потом возникают первые наброски.
"Например, мы работали над эскизами графинов для одного из зарубежных курортов и узнали, что там бывал царь Александр. Решили сделать эскиз графина с изображением царя. Руководители курорта были очень довольны и заказали большую партию", - поделился успехом Махек.
Все эскизы - а их за полтора века собрали более 200 тысяч - бережно хранят в заводском архиве.
Председатель совета директоров завода Душан Хатрны рассказал, что основным сырьем для выплавки хрусталя по традиции является стекольный песок, известняк и карбонат калия. Рождается богемский хрусталь в печах, когда основное сырье для его выплавки варится в течение 15 часов.
"Это уникальные печи, они есть только у нас, так как мы сделали их сами", - отмечает Хатрны, подчеркивая их высокую экономичность.
Стеклодув, как бы накручивая на полутораметровую стекольную трубку, берет часть массы из печи и, постепенно выдувая до необходимой формы, создаёт изделие.
"Главное для стеклодува - умелые руки, потому что здесь ручная работа. Еще необходимо быстро соображать и не бояться тепла, ведь у нас печи почти как у сталеваров", - рассказывает стеклодув Марцел Шедивы.
Наиболее сложен процесс создания накладного цветного хрусталя: стеклодув опускает колбу из прозрачного хрусталя, которая является основой изделия, в заранее сформированную заготовку из цветного хрусталя и затем формирует её во влажной деревянной форме из букового дерева.
"Очень важно в нашей профессии быть физически здоровым, я с 15 лет ежедневно занимаюсь в тренажерном зале. Никто из нас не курит - нужны здоровые легкие, иначе не сможешь работать стеклодувом", - уверен Шедивы.
Обработка накладного цветного хрусталя в шлифовальном цехе тоже относится к разряду сложных. Впрочем, на заводе работают настоящие мастера своего дела, которые наизусть помнят почти все рисунки, так как им приходится виртуозно обрабатывать непроницаемый слой цветного хрусталя.
"Я работаю на заводе 40 лет, отец передал мне свой опыт, и дочь продолжает семейную традицию - тоже шлифовщик", - с гордостью говорит шлифовщик Иржи Мимра.
При шлифовке приходится быть очень осторожным, поскольку требуется правильно определить глубину разреза и не проткнуть стенку изделия насквозь.
"По традиции, мы используем несколько видов шлифовки, преимущественно глубинные клиновидные разрезы, ровную, матовую шлифовку и другие виды, которые являются производственным секретом", - гордится шлифовщик.
Сегодня на заводе шлифуют изделия техническими алмазами под проточной водой, тогда как раньше это делали на каменных дисках. Весь процесс, как и 150 лет назад, - полностью ручная работа. Здесь продолжают традиции, которые заложил полтора века назад Йозеф Шрайбер.
"Настоящая палитра цветов чешского хрусталя включает рубиново-красный, синий, фиолетовый, зеленый и лазурно-голубой цвет. Мы просто влюбились в эту красоту и хотим, чтобы традиции богемского хрусталя продолжались всегда", - пояснила такую преданность своему делу заместитель председателя совета директоров завода Романа Хатрна.
Ежегодно завод выпускает до 70 тысяч изделий, большую часть из которых раскупают иностранные туристы.
Галина Жукова
Редакция "РИА.Туризм" выражает благодарность туроператору "ДВМ-Тур" за организацию поездки в Чехию