Десятки уникальных технологий и методик разработали сотрудники государственного научно-исследовательского института реставрации за 55 лет его существования. Одно из новых изобретений, которое надеются запатентовать, – специальный паркетажный стол. С помощью этого приспособления художникам-реставраторам удалось выпрямить картину "Хозяйка на кухне", предположительно, нидерландского живописца Питера Артсена.
"Это произведение XVII века, и с точки зрения технологии оно очень интересно тем, что это большеформатная вещь, созданная на дереве. Это и достаточно большая редкость, и это же составляет трудности. Был выполнен реставрационный паркетаж, который позволил зафиксировать доску после ее выпрямления", — рассказала РИА Новости научный сотрудник ГосНИИР Анастасия Юровецкая.
Два месяца назад в институт поступил еще один ценный экспонат — чудотворный образ Смоленской Божьей Матери. Перед этой иконой войска Кутузова молились накануне Бородинского сражения. К ее реставрации приступят только после тщательного изучения всех слоев.
"Есть сведения, что икона датируется XVI веком, но вот пока то, что мы обнаружили, — это живопись XVII века. Такая икона для нас особый случай, поэтому мы не можем принимать решение единолично. Будет собран реставрационный совет из представителей разных организаций", — рассказала РИА Новости художник-реставратор Софья Волкова.
Четвертый год в институте буквально по кусочкам собирают регалии Кубанского казачьего войска. За это время практически полностью удалось восстановить 10 прапоров – небольших знамен с длинными хвостами.
"Работа сложная, так как некоторые знамена были разрушены больше чем наполовину. Мы применяем метод, который называется термоклеевое дублирование. Каждый кусочек обшиваем практически невидимой ниточкой из газа", — рассказала корреспонденту агентства реставратор текстиля Софья Мартьянова.
Здание, в котором расположен институт, тоже уникально. Это бывший загородный дворец императрицы Елизаветы Петровны. Благодаря реставраторам, с 1995 года он признан памятником архитектуры федерального значения. Кроме этого, им удалось практически полностью воссоздать тот облик, которое дворец имел в начале XIX века.