ПЕРМЬ, 20 ноя — РИА Новости. Фигурантка дела о пожаре в пермском ночном клубе "Хромая лошадь" Светлана Ефремова на заседании суда во вторник заявила, что из-за страха расправы не сообщала в ходе предварительного следствия о том, что бизнесмен Анатолий Зак имел отношение к управлению клубом.
Пожар в клубе произошел на юбилейной вечеринке заведения в ночь на 5 декабря 2009 года. Жертвами этой трагедии стали 156 человек, еще около сотни получили травмы. Ленинский районный суд Перми рассматривает уголовное дело о пожаре уже более двух лет и в настоящее время процесс находится на стадии дополнений.
Анатолий Зак — главный, по версии следствия, обвиняемый и фактический владелец заведения, а также неофициальный исполнительный директор клуба Светлана Ефремова и арт-директор Олег Феткулов обвиняются по статье "Оказание в составе организованной группы услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью и гибель людей".
Зак на суде неоднократно заявлял, что является гендиректором управляющей компании "Торговый комплекс Чкаловский", к "Хромой лошади" отношения не имеет и лишь выступал инвестором для своего друга, бизнесмена Александра Титлянова. Последний, по данным следствия, был владельцем 85% уставного капитала клуба. Мужчина скончался от травм, полученных при пожаре. Третьим совладельцем заведения называется Констатин Мрыхин.
На заседаниях при допросах обвиняемых и в стадии дополнения к судебному следствию часто возникают противоречия в том, какие показания давали фигуранты на предварительном следствии и непосредственно в суде. Так, Зак настаивает на том, что он не руководил делами заведения, а лишь давал деньги на его развитие Титлянову и высказывал ему свои пожелания и советы, как вести бизнес. Часть других обвиняемых, а также вызываемых в суд свидетелей периодически дают показания, в которых Зак фигурирует как лицо, дававшее распоряжения в клубе.
В частности, на заседании во вторник исполнительный директор клуба Светлана Ефремова сказала о том, что Зак, как и Титлянов, давал ей указания и советы. Обвиняемая отметила, что подробностей взаимоотношений Зака и Титлянова в области управления "Хромой лошади" она не знала. При этом в показаниях, данных ею на предварительном следствии, Ефремова вообще не упоминала о том, что Зак играл роль в управлении заведением. Эти противоречия она объяснила страхом.
"Потому что первое время (после пожара) я боялась говорить про Зака. Надо знать Анатолия Марковича. Опасалась, что он что-то со мной сделает. Я его знаю восемь лет. У него пределов для достижения целей нет. И он прекрасно знает, что я здесь ни слова неправды не говорю", — заявила Ефремова, добавив, что позднее, осознав величину трагедии в клубе, перестала бояться и начала рассказывать на суде все.
Сам же Зак продолжает настаивать на том, что был лишь инвестором для бизнеса своего друга. С его слов, по договоренности с Титляновым после выдачи ему кредитов для развития бизнеса Зак еженедельно получал 50% от недельной прибыли заведения. Это составляло сумму от 100 до 200 тысяч рублей, деньги на руки ему выдавала бухгалтер заведения. При этом, отметил Зак, прибыль как учредитель он не получал, так как в числе учредителей не был. Помимо этого, заявил подсудимый, на момент пожара Титлянов являлся единственным учредителем клуба.
Однако в показаниях Зака также были обнаружены противоречия. Так, в ходе предварительного следствия он заявил, что не подписывал ни договоров о займах с Титляновым, ни никаких-либо бумаг о получении прибыли с заведения, тогда как в суде, в частности, на заседании во вторник сказал, что расписки все же были. А противоречие объясняется, по словам Зака, тем, что конкретно об этом следователи его не спросили.
Кроме того, на предварительном следствии, как во вторник было озвучено судом из материалов дела, Зак заявил, что никто, кроме Титлянова, не может подтвердить, что он давал ему деньги для развития клуба. В суде же фигурант заявил о том, что об этом (выдаче кредитов) знали все, и они (Титлянов и Зак) этого не скрывали.
Помимо Зака, Ефремовой и Феткулова, на скамье подсудимых по делу о пожаре в клубе находятся еще пять человек. Экс-глава Госпожнадзора по краю Владимир Мухутдинов обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями. По мнению следствия, он выдал "Хромой лошади" и магазину "Ля Кав" не соответствовавшие действительности заключения о соблюдении требований пожарной безопасности. При этом, по словам защиты Мухутдинова, он выдал заключение помещению по улице Куйбышева, 9 (где располагался клуб) лишь для розничной продажи алкоголя.
Инспекторы Госпожнадзора Дмитрий Росляков и Наталья Прокопьева в связи с проведением ими ненадлежащих проверок в клубе обвиняются в халатности. Игорю и Сергею Дербеневым, по версии следствия, применившим в клубе пиротехнику, предъявлено обвинение в нарушении правил использования пиротехнических изделий, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью и гибель людей.
Мрыхин, дело которого было выделено в отдельное производство и рассматривалось в особом порядке, 14 мая 2012 года был приговорен к 6,5 годам лишения свободы за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, совершенное организованной группой и повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью и смерть двух и более лиц.