Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
У хороших западных документальных фильмов есть все шансы завоевать российского зрителя. Но это потому, что они рассказывают не о нас, не о том, как мы живем. Пойдем ли мы смотреть кино, честно и без прикрас рассказывающее о реальностях нашей жизни? Не все в этом уверены. Оно и понятно, эти реальности и так все время с нами — еще и в кино на них смотреть?
Надо смотреть, были уверены некоторые из участников дискуссии "Прокат документального кино в России. Утопия или реальность?". Потому что российскому зрителю гораздо важнее увидеть фильм про то, что происходит в России, а не в где-нибудь Китае.
По инициативе Центра документального кино DOC за круглым столом в РИА Новости собрались заинтересованные профессионалы: дистрибуторы, прокатчики, кураторы фестивалей, киноведы, продюсеры. Почти единогласно участники дискуссии пришли к выводу: у документального кино есть все шансы собирать зрителей в кинотеатрах, но для этого потребуются время и концентрация сил.
Мода на реальную жизнь
Интерес к документальному кино — это уже устойчивый международный тренд. Фильмы, в которых героями выступают реальные люди (ну или звери, например), а декорацией — окружающая нас жизнь, не просто популярны в узких киноманских кругах, а собирают вполне приличные миллионы долларов в кинотеатрах, как какой-нибудь голливудский блокбастер.
Например, документальный хоррор "Самозванец", который в конце ноября выходит в сравнительно широкий прокат (26 кинотеатров для документального кино в России — это смелый эксперимент), стал хитом в Америке и Великобритании.
На сегодняшний день в прокате идет несколько десятков документальных фильмов. Некоторые из них — с большим успехом, например, картина Романа Либерова "Написано Сергеем Довлатовым".
"Все это туризм по задворкам чужой жизни", — внес большую ложку дегтя в общий оптимистический и деловой настрой режиссер-документалист Александр Расторгуев, снявший вместе с Павлом Костомаровым один из самых нашумевших фильмов последних лет "Я тебя не люблю". Причем нашуметь картина успела, еще не выйдя в прокат.
Дискуссия Открытого показа: жизнь за МКАДом в фильме "Я тебя не люблю" >>
"Российскому зрителю гораздо важнее увидеть кино про Pussy Riot, пусть даже плохое, чем хорошее кино про китайского художника", — сказал он. По мнению режиссера, главная проблема российского неигрового кино — не в отсутствии системы проката, а в табуированном зрителе, испуганном прокатчике, непрофессиональном киноруководстве, которое "не понимает смысла и значения увиденного".
Потому что решение, можно ли его показывать в кинотеатрах, принимается чиновниками и зависит исключительно от их представлений о добре и зле. Например, предыдущий фильм Расторгуева, "Я тебя люблю", также снятый в соавторстве с Павлом Костомаровым, прокатного удостоверения не получил.
Андрей Грязев: фильм начинается с того, что "Война" — простые хулиганы >>
На такую жизнь смотреть нельзя
Как бы ни были полны фестивальные залы, в голове российского зрителя сидят крепкие стереотипы о документальном кино: либо плохое и скучное, казенное — бабушки рассказывают про будни села. Либо плохое и страшное, "жареное", как показывают часто по телевизору.
Все это чаще всего не имеет отношения к собственно документальному кино — особому жанру искусства, который требует от создателей, героев и зрителей особого напряжения и внутренней работы.
Может быть, поэтому современный российский зритель не хочет отказываться от телевизионной "жвачки", которая в телепрограмме названа "документальным кино". Там хоть понятно, какие чувства и эмоции он получит — страх, ужас и катарсис от мысли: "как хорошо, что это произошло не со мной".
А вот что делать, что думать и как жить, например, после фильма Виталия Манского "Девственность", где рассказаны четыре реальные истории про девушек, решивших продать свою невинность подороже? Жить с этим знанием неудобно, а отмахнуться невозможно — ведь это все происходит в реальности, как бы красиво и художественно все ни было снято.
Фильм "Девственность" выходил на экраны в 2009 году как "первый за 20 лет документальный фильм в российском прокате". Действительно, до этого последний раз российский зритель ходил в кинотеатр на картину Станислава Говорухина "Так жить нельзя" (1990).
Подсчитав кассовые сборы, Виталий Манский охарактеризовал первый опыт как "полный провал". При этом в сети, по его наблюдениям, фильм был скачан более полутора миллионов раз.
"Интернет — это самиздат XXI века, единственная форма альтернативного проката настоящего российского документального кино", — так высказался на тему "Прокат документального кино в России. Утопия или реальность?" режиссер Расторгуев, решивший в одиночестве бороться "за идеалы искусства", раз уж все говорят только о бизнесе.
Впрочем, другие участники круглого стола сошлись на мнении, что никакого противоречия тут нет. И у экстравагантных фильмов самого Расторгуева (вместе с Костомаровым) есть все шансы стать хитами. Если, конечно, им все-таки выдадут прокатное удостоверение.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции