Рейтинг@Mail.ru
Наша документальная реальность трудно приживается в широком прокате - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Наша документальная реальность трудно приживается в широком прокате

Читать ria.ru в
Дзен
Интерес к документальному кино - это уже устойчивый международный тренд. Но пойдет ли российский зритель смотреть кино, честно и без прикрас рассказывающее о реальностях нашей жизни, задается вопросом Наталья Афанасьева.

Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.

У хороших западных документальных фильмов есть все шансы завоевать российского зрителя. Но это потому, что они рассказывают не о нас, не о том, как мы живем. Пойдем ли мы смотреть кино, честно и без прикрас рассказывающее о реальностях нашей жизни? Не все в этом уверены. Оно и понятно, эти реальности и так все время с нами — еще и в кино на них смотреть?

Надо смотреть, были уверены некоторые из участников дискуссии "Прокат документального кино в России. Утопия или реальность?". Потому что российскому зрителю гораздо важнее увидеть фильм про то, что происходит в России, а не в где-нибудь Китае.

По инициативе Центра документального кино DOC за круглым столом в РИА Новости собрались заинтересованные профессионалы: дистрибуторы, прокатчики, кураторы фестивалей, киноведы, продюсеры. Почти единогласно участники дискуссии пришли к выводу: у документального кино есть все шансы собирать зрителей в кинотеатрах, но для этого потребуются время и концентрация сил. 

Мода на реальную жизнь

Интерес к документальному кино — это уже устойчивый международный тренд. Фильмы, в которых героями выступают реальные люди (ну или звери, например), а декорацией — окружающая нас жизнь, не просто популярны в узких киноманских кругах, а собирают вполне приличные миллионы долларов в кинотеатрах, как какой-нибудь голливудский блокбастер. 

Например, документальный хоррор "Самозванец", который в конце ноября выходит в сравнительно широкий прокат (26 кинотеатров для документального кино в России — это смелый эксперимент), стал хитом в Америке и Великобритании. 

© Фото : Барт ЛэйтонКадр из фильма "Самозванец" режиссера Барта Лэйтона
Кадр из фильма Самозванец режиссера Барта Лэйтона
О том, что российский зритель готов уже присоединиться к моде последнего (как минимум) десятилетия, говорят факты. Например, программа неигрового кино на Московском международном кинофестивале уже несколько лет проходит при полном аншлаге. Аудитория относительно нового телеканала "24 док", где показывают только документальные фильмы, около 3,5 миллионов человек в месяц, что довольно много. 

На сегодняшний день в прокате идет несколько десятков документальных фильмов. Некоторые из них — с большим успехом, например, картина Романа Либерова "Написано Сергеем Довлатовым". 

До этого, по словам Сэма Клебанова, возглавляющего компанию "Кино без границ", которая долгое время практически в одиночестве занималась внедрением документального кино в московские кинотеатры, с большим успехом прошли фильмы про художников Бэнкси и Вика Муниса… Вот-вот выйдет на экраны нашумевший уже на различных кинофестивалях фильм про китайского художника-диссидента "Ай Вэйвэй: Никогда не извиняйся". Можно ли это считать началом формирования системы проката документального кино в нашей стране? 

© Фото : Alison Klayman/BerlinaleКадр из фильма "Ай Вэйвэй никогда не жалеет" (Ai Weiwei: Never Sorry)
Кадр из фильма Ай Вэйвэй никогда не жалеет (Ai Weiwei: Never Sorry)
Не хотим быть частью этой реальности

"Все это туризм по задворкам чужой жизни", — внес большую ложку дегтя в общий оптимистический и деловой настрой режиссер-документалист Александр Расторгуев, снявший вместе с Павлом Костомаровым один из самых нашумевших фильмов последних лет "Я тебя не люблю". Причем нашуметь картина успела, еще не выйдя в прокат

Дискуссия Открытого показа: жизнь за МКАДом в фильме "Я тебя не люблю" >>

"Российскому зрителю гораздо важнее увидеть кино про Pussy Riot, пусть даже плохое, чем хорошее кино про китайского художника", — сказал он. По мнению режиссера, главная проблема российского неигрового кино — не в отсутствии системы проката, а в табуированном зрителе, испуганном прокатчике, непрофессиональном киноруководстве, которое "не понимает смысла и значения увиденного". 

© РИА Новости / Алексей ФилипповАлександр Расторгуев на "Открытом показе" фильма "Я тебя не люблю"
Александр Расторгуев на Открытом показе фильма Я тебя не люблю
"Настоящее кино всегда раздвигает границы, всегда находится в зонах, трудных для восприятия, всегда вступает в конфликт", — сказал Расторгуев. По мнению режиссера, прокатная судьба подобного документального кино в России в любом случае имеет политическую окраску, даже если само кино не поднимает никаких острых политических вопросов. 

Потому что решение, можно ли его показывать в кинотеатрах, принимается чиновниками и зависит исключительно от их представлений о добре и зле. Например, предыдущий фильм Расторгуева, "Я тебя люблю", также снятый в соавторстве с Павлом Костомаровым, прокатного удостоверения не получил.

© Фото : Предоставлено Павлом КостомаровымСтоп-кадры из фильма "Я тебя люблю" Павла Костомарова и Александра Расторгуева
Стоп-кадры из фильма Я тебя люблю Павла Костомарова и Александра Расторгуева
Более того, не только зрители и прокатчики, но и сами герои российского документального кино иной раз не готовы, как оказалось, признать себя частью реальности, которую показывают на экране.

Вспомним хотя бы скандал, который разгорелся вокруг картины Андрея Грязева "Завтра", посвященной арт-группе "Война". Увидев себя на экране, радикальные акционисты обвинили режиссера в том, что тот втерся в доверие и использовал снятый материал в своих корыстных целях. 

Андрей Грязев: фильм начинается с того, что "Война" — простые хулиганы >>

На такую жизнь смотреть нельзя

Как бы ни были полны фестивальные залы, в голове российского зрителя сидят крепкие стереотипы о документальном кино: либо плохое и скучное, казенное — бабушки рассказывают про будни села. Либо плохое и страшное, "жареное", как показывают часто по телевизору. 

Все это чаще всего не имеет отношения к собственно документальному кино — особому жанру искусства, который требует от создателей, героев и зрителей особого напряжения и внутренней работы. 

Может быть, поэтому современный российский зритель не хочет отказываться от телевизионной "жвачки", которая в телепрограмме названа "документальным кино". Там хоть понятно, какие чувства и эмоции он получит — страх, ужас и катарсис от мысли: "как хорошо, что это произошло не со мной". 

А вот что делать, что думать и как жить, например, после фильма Виталия Манского "Девственность", где рассказаны четыре реальные истории про девушек, решивших продать свою невинность подороже? Жить с этим знанием неудобно, а отмахнуться невозможно — ведь это все происходит в реальности, как бы красиво и художественно все ни было снято. 

Фильм "Девственность" выходил на экраны в 2009 году как "первый за 20 лет документальный фильм в российском прокате". Действительно, до этого последний раз российский зритель ходил в кинотеатр на картину Станислава Говорухина "Так жить нельзя" (1990).

Подсчитав кассовые сборы, Виталий Манский охарактеризовал первый опыт как "полный провал". При этом в сети, по его наблюдениям, фильм был скачан более полутора миллионов раз.

И сейчас проблема пиратства — одна из основных причин, почему авторское кино так мало зарабатывает в российском прокате. Дело тут не только в "жадности зрителей" — как раз такие произведения скачивает зритель мотивированный, готовый потратить деньги и время. Дело тут в неуверенности, что найдется какой-нибудь чудо-прокатчик, который покажет все это в кинотеатре. 

"Интернет — это самиздат XXI века, единственная форма альтернативного проката настоящего российского документального кино", — так высказался на тему "Прокат документального кино в России. Утопия или реальность?" режиссер Расторгуев, решивший в одиночестве бороться "за идеалы искусства", раз уж все говорят только о бизнесе. 

Впрочем, другие участники круглого стола сошлись на мнении, что никакого противоречия тут нет. И у экстравагантных фильмов самого Расторгуева (вместе с Костомаровым) есть все шансы стать хитами. Если, конечно, им все-таки выдадут прокатное удостоверение.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала