Рейтинг@Mail.ru
Восемь фильмов по мотивам Стругацких - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Восемь фильмов по мотивам Стругацких

© Кинокомпания Мосфильм / Второе творческое объединениеКадр из фильма "Сталкер" (1979)
Кадр из фильма Сталкер (1979)
Читать ria.ru в
Дзен

Писатель-фантаст Борис Стругацкий скончался 19 ноября на 80-м году жизни. В соавторстве с братом Аркадием он написал несколько десятков произведений, среди которых уже признанные классическими романы и повести "Трудно быть богом", "Понедельник начинается в субботу", "Улитка на склоне" и "Пикник на обочине". Стругацких нередко приглашали поработать и над киносценариями, а за экранизации их книг брались величайшие советские и российские кинематографисты. РИА Новости вспоминает самые известные фильмы, снятые по мотивами произведений братьев Стругацких.

Одно из последних онлайн-интервью Бориса Стругацкого >>

 

"Отель "У погибшего альпиниста" (1979)

 

Фантастический детектив, события которого начинается в отрезанной от жизни из-за схода лавины гостинице, братья Стругацкие написали в 1970-м году, а спустя девять лет на студии "Таллинфильм" появилась картина по мотивам произведения, снятая на эстонском языке режиссером Григорием Кромановым и дублированная на русском.

"Мы задумывали наш детектив как некий литературный эксперимент, - вспоминал в "Комментариях к пройденному" Борис Стругацкий. - Читатель, по нашему замыслу, должен был сначала воспринимать происходящее в повести как обыкновенное "убийство в закрытой комнате", и лишь в конце, когда в традиционном детективе обычно происходит всеобщее разъяснение, сопровождающееся естественным провалом интереса, у нас сюжет должен был совершить внезапный кульбит: прекращается одна история и начинается совершенно другая".

© Таллинфильм / Ленфильм
Кадр из фильма "Отель "У погибшего альпиниста"

И хотя братья признавали позже, что эксперимент удался не совсем в силу странного синтеза жанров и "потому что не мог удаться, никогда", в 1979-м году согласились взяться за экранизацию повести и лично работали над сценарием.

Речь в "Отеле "У погибшего альпиниста" идет о странном происшествии, про которое рассказывает инспектор Глебски. Однажды он приезжает в укрывшийся в горах отель по срочному вызову, но, проверив здание, не находит ничего криминального, хотя и сталкивается с некоторыми странностями. Вернутся назад, однако, полицейский не может из-за сошедшей лавины и вместе с другими обитателями гостиницы оказывается заперт в горном ущелье. Спустя какое-то время в одном из номеров находят тело постояльца. Подозрение инспектора, естественно, падает на всех, кто оказывается рядом, но выясняется, что часть гостей отеля – пришельцы, а часть - роботы, лишившиеся питания из-за погодных условий.

© Таллинфильм / Ленфильм
Улдис Пуцитис в фильме "Отель "У погибшего альпиниста"

Благодаря работе оператора Юри Силларта, художника-постановщика Тыну Вирве и композитора, создателя электронной музыки Свена Грюнберга история смотрится как мрачная, очень атмосферная драма, иногда совпадающая в интонации скорее с хоррором, чем с детективом. Пейзажные съемки велись близ горнолыжного курорта "Чимбулак" в местечке "Ворота Туюк-Су" в горах Заилийского Алатау над Алма-Атой, а за костюмы в кадре отвечал модельер Вячеслав Зайцев.

 

"Сталкер" (1979)

 

Сценарий картины был написан братьями Стругацкими и режиссером Андреем Тарковским по мотивам романа "Пикник на обочине". Действие происходит в вымышленном пространстве - на территории, окруженной несколькими запретными Зонами, которые появились в результате падения метеорита и представляют опасность для человека, так как там происходят странные аномальные явления, нарушающие все законы физики.

"Пейзаж "Зоны" невзрачный, пожалуй, что и унылый. Нарочно изведенный, вымученный для глаза. Река, умерщвленная невесть какими химикалиями, но задолго до Андрея, где-то в верховьях. Андрею всего только "повезло" подглядеть чужую смерть. Ничейная местечковая электростанция со следами разрухи, тальник, осина, осока, камыш, трава, припорошенная не то инеем, не то гадкой плесенью…", - так описывал место съемок художник Шавкат Абдусаламов.

© РИА Новости
Эпизод из фильма режиссёра Андрея Тарковского "Сталкер"

По слухам, именно в Зоне находится комната (в книге "золотой шар"), где исполняются самые заветные, самые выстраданные желания человека. На поиски Комнаты и отправляются главные герои – Писатель (Анатолий Солоницын) и Профессор (Николай Гринько), каждый из них преследует свою цель, к которой их ведет проводник - Сталкер (Александр Кайдановский), то ли юродивый, то ли святой. Непростой путь к Зоне становится для героев духовным и нравственным испытанием.

Картина Тарковского, затрагивающая глубокие философские темы, оказала колоссальное влияние на мировой кинематограф (фильм получил Приз международного жюри на Каннском кинофестивале в 1980 году) и искусство в целом. Исследованию картины как кинематографического, культурологического и философского феномена посвящено большое количество научных трудов.

"Что касается идеи "Сталкера", то её нельзя вербально сформулировать. Говорю тебе лично: это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить. Для этого он ходит в Зону. Понимаешь? В насквозь прагматическом мире он хочет заставить кого-то во что-то поверить, но у него ничего не получается. Он никому не нужен, и это место — Зона — тоже никому не нужно. То есть фильм о победе материализма…", - говорил Андрей Тарковский.

© РИА Новости
Актёр Анатолий Солоницын в роли Писателя в фильме режиссёра Андрея Тарковского "Сталкер"

Съемки фильма стали настоящим испытанием для режиссера и всей съемочной группы. "Я готовился к фильму всю жизнь, снимал его два года", - говорил Тарковский, для которого "Сталкер" стал последней картиной, сделанной в СССР. Сценарий неоднократно переписывался,  съемки прерывались сначала из-за землетрясения в районе Исфары, потом – по неизвестной причине погибли нескольких тысяч метров отснятого материала при проявке пленки на "Мосфильме", из-за чего картину пришлось переснимать почти полностью. Фильм называли роковым для его создателей - многие из тех, кто работал над "Сталкером", рано ушли из жизни, в том числе Анатолий Солоницын, сам Андрей Тарковский, Николай Гринько, Аркадий Стругацкий и Александр Кайдановский.

"Рабочие гипотезы" братьев Стругацких о счастье, добре и зле >>

 

"Чародеи" (1982)

 

Новогодняя история "Чародеи" - это самостоятельный сценарий, однако некоторые эпизоды и имена нескольких героев взяты из повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу".

По настоянию режиссера Константина Бромберга Аркадий и Борис Стругацкие дважды переделывали сценарий. Позже говорили, что окончании съемок писатели даже просили убрать имена из титров. Изначально это была адаптация "Суеты сует" - второй части повести "Понедельник начинается в субботу", однако этот вариант не смог пройти цензуру. Кабинеты Научного универсального института необыкновенных услуг снимали в интерьерах "Останкино", а в качестве его внешнего вида выбрали гостиницу "Союз". Ради некоторых эпизодов съемочная группа ездила в Суздаль, затем – в Пущино. В одной из сцен – когда Алена облетает на метле здание НУИНУ – использованы комбинированные съемки: на крышу гостиницы "Союз" "подняли" суздальский туристический комплекс "Турцентр", в результате на экране зритель видит двухскатную крышу.

Главные роли в музыкальной комедии исполнили Александра Яковлева и Александр Абдулов, сыгравшие заколдованную невесту Алену Санину и ее жениха Ивана Пухова. В роли волшебницы и директора института НУИНУ Киры Шемаханской снялась Екатерина Васильева, а ее заместителя интригана Аполлона Сатанеева сыграл Валентин Гафт.

© "Одесская киностудия"
Александр Абдулов и Александра Яковлева в фильме "Чародеи"

"Волшебная" история любви со счастливым новогодним финалом была впервые показана на Центральном телевидении 31 декабря 1982 года, а в январе 1983-го зрители вновь увидели фильм – уже по "второй программе". По словам Бориса Стругацкого, при первом просмотре мюзикл ему совсем не понравился, однако позже он к нему привык и "вспоминал без отвращения".

"Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл регулярно и ежегодно идет по телевизору под Новый год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, — есть за что", - говорил писатель.

 

"Дни затмения" (1988)

 

Как и "Чародеи", фильм Александра Сокурова "Дни затмения" в каком-то смысле можно считать самостоятельным произведением, несмотря на то, что драматург Юрий Арабов писал сценарий по мотивам повести братьев Стругацких "За миллион лет до конца света" при их участии. "Любители фантастики Стругацких, как и в случае со "Сталкером" Тарковского, должны будут примириться, что увидят не экранизацию повести, а совершенно самостоятельное кинопроизведение, обладающее самостоятельной ценностью", - говорил Борис Стругацкий.

Ни один из братьев, впрочем, не возражал против интерпретации Сокурова, сохранившего, по их словам, основную идею повести – "о том, как трудно творческому человеку в мире тоталитарного мышления".

Главную роль – детского врача Дмитрия Малянова – исполнил непрофессиональный актер Алексей Ананишнов. Молодой доктор, попавший в провинциальный туркменский городок, лечит детей, пытается писать и учится не удивляться окружающим его проявлениям насилия, примириться с чуждой ему "варварской" средой. Фильм наполнен длинными монологами героев, а сам Малянов, для которого конец света уже наступил, разговаривает с больным мальчиком – то ли ангелом, то ли призраком, а в финале зритель видит вознесение ангела-хранителя Дмитрия Малянова.

© Кинокомпания Ленфильм / Троицкий мост
Кадр из фильма "Дни затмения"

Герой Сокурова - современный человек на жизненном перепутье – впервые появляется именно в "Днях затмения" и открывает своеобразную трилогию режиссера, в которую также вошли картины "Круг второй", "Камень".

"Видит бог, что все сделано чистыми руками, с великой любовью к нашему отечеству и скорбью о тех бедах, которые у нас есть. Мое глубокое убеждение, что самые сложные и противоречивые обстоятельства, которые есть в каждой жизни, растворены всегда в повседневности, потому что каждое утро мы начинаем с того, что чистим зубы, а вечером падаем лицом в подушку, не зная, как жить", - говорил позже Сокуров, рассказывая о фильме.

"Дни затмения" снимались в родном городе режиссера Красноводске - действие из Москвы, как это было в повести, было решено перенести в Туркмению, чтобы нагляднее показать отторжение главного героя, оказавшегося в незнакомой и не понятной ему среде.

Через четыре года после выхода фильма, когда распался Советский Союз, многие называли "Дни затмения" кинопророчеством, хотя ни режиссер, ни авторы сценария не собирались рассказывать политическую или социальную историю. Гильдия кинокритиков России в 2000 году включила фильма в список ста лучших картин за всю историю отечественного кино.

 

"Трудно быть богом" (1989)/ "История арканарской резни" (201?)

 

Одна из самых знаменитых повестей братьев Стругацких была впервые экранизирована в 1989 году (написана в 1964-м). Права на экранизацию были проданы восточногерманской студии "Дефа", а режиссером фильма, "успешно преодолев бюрократические редуты", как писал журнал "Советский экран" в 1990-м году, стал немец Петер Фляйшман, хотя известно, что сами авторы настаивали на том, чтобы снимал ленту Алексей Герман. 

© Кинокомпания Hallelujah Films / Киностудия им. Александра Довженко / Творческое объединение "Радуга"
Кадр из фильма "Трудно быть Богом"

Роль Руматы Эсторского в экранизации 1989 года сыграл польский актер Эдвард Жентара, а Дона Рэбу – Александр Филиппенко. В версии Германа роль землянина досталась Леониду Ярмольнику, который, говорят, из-за съемок несколько лет был вынужден ходить с бородой.

Принципиальные разногласия же между двумя режиссерами заключались в их подходе к самой истории: "Фляйшману картина представлялась скорее как обычная приключенческая история, а Герман хотел воплотить трагедию человека, который может все, но не имеет права воспользоваться своей силой". 

Стругацким было ближе видение Германа, и они отказались от контроля за процессом съемок, и были крайне недовольны результатом. Почти десять лет спустя в 1998 году было объявлено о планах Алексея Германа снять свою версию истории Арканара, а весной 2000 года в Чехии начались натурные съемки, а в 2008-м критикам была представлена черновая версия картины. Выхода фильма, планировавшийся по словам Германа в этом году, поклонники творчества режиссера и писателей ждут до сих пор, но дата премьеры пока так и не названа.

© Кинокомпания Ленфильм / Студия "Север"
Кадр из фильма "История арканарской резни"

О том, что происходит с фильмом, Алексей Герман рассказывал в одном из интервью в сентябре прошлого года: "С моей картиной случилось следующее: во-первых, я здорово заболел сердцем, после чего мне стало очень тяжело активно заниматься. Я всегда брал полторы смены, работал по 12 часов, сейчас я этого делать не могу. Это первое. Второе - технически очень сложно. Если раньше для того, чтобы озвучить сцену из 12 человек, я мог позвать 6 человек, а потом еще 6 человек, и на двух кольцах все это записать, то сейчас, в связи с появлением новой замечательной голливудской техники, мы должны записать 12 колец, то есть из 12 человек каждый, даже если он просто говорит слово "му", должен сказать свое "му" отдельно. Это несложно, когда один гангстер рубит другому пальцы, а третий насмехается, но если у меня в кадре редко когда меньше 18 человек бывает, это довольно сложно. Это 18 отдельных записей, которые нужно соединить в одну. И поэтому я сижу, сижу, сижу с озвучанием, вылизываю все". 

 

"Гадкие лебеди" (2006)

 

Режиссер Константин Лопушанский дебютировавший в кино с фильмом "Письма мертвого человека", в написании сценария к которому принимал участие и Борис Стругацкий, вновь обратился к творчеству фантастов в 2006-м, сняв фильм по мотивам одноименной повести "Гадкие лебеди". Лента была показана в конкурсной программе "Кинотавра" и получила хорошие отзывы российских критиков, но вышла лишь в ограниченный прокат в октябре того же года.

Главную роль – писателя Виктора Банева, приехавшего в город-призрак Ташлинск, где живет его дочь и воспитывается таинственными "мокрецами" в интернате для одаренных детей – сыграл украинский актер Григорий Гладий, но наиболее сложные роли достались непрофессиональным актерам – детям.

© Кинокомпания Proline-film / CDP
Кадр из фильма "Гадкие лебеди"

Константин Лопушанский о съемках: "Одиннадцатилетнему мальчику, который говорит страницу сложнейшего текста, мне не пришлось ничего объяснять - это он мог многое мне объяснить. Ему не надо было механически заучивать слова, сложнейшие философские построения он воспринимал с ходу, легко и естественно. Интересна бурная реакция детей, которых мы не смогли снять. Я им объяснял: ну не в этой картине снимешься, так в другой! Нет, они хотели именно в этой. Почему? Потому что это - "про нас". Они здесь видели близкую себе проблему подрезанных крыльев. Ребенок в 10-15 лет еще живет идеалами абсолютного добра и справедливости, которые в него закладывают с детства. А потом ему цинично объясняют, что жизнь совсем не такова. Это и есть - подрезание крыльев. И это трагедия переходного возраста".

 

"Обитаемый остров" (2009)

 

В 2007-м году за экранизацию Стругацких взялся Федор Бондарчук. Фантастический боевик "Обитаемый остров", продюсером которого стал Александр Роднянский, был снят по одноименной книге, знаменитой "антитоталитарной" повести братьев Стругацких, вышедшей в 1969-м году и изданной 24 раза в 13 странах мира.

Авторами сценария картины выступили драматург Эдуард Володарский и украинские писатели-фантасты Марина и Сергей Дяченко.

Главного героя – Максима Каммерера, который в далеком  2157-м году терпит крушение на звездолете на далекой планете, сыграл актер-дебютант Василий Степанов. После аварии его герой оказывается на Саракше в стране, чье политическое устройство больше всего напоминает милитаристскую диктатуру образца XX века. Власть здесь принадлежит анонимным правителям – Неизвестным отцам, которые пытаются оказывать влияние на людей с помощью Башен и внушают им, что они – спасители Родины, защищающие страну от враждебных колоний, а параллельно ведут борьбу друг с другом.

"Мы искали такого героя, который производит впечатление аховое, - вспоминал Бондарчук в одном из интервью. - Когда Василий Степанов пришел в студию и повернулся спиной, то я увидел громадного человека с осиной талией. Я попросил его развернуться - фантастическое лицо! Попросил сесть на стул и улыбнуться. И... сам съехал со стула".

© Кинокомпания Art Pictures Studio / СТС / Нон-Стоп Продакшн
Василий Степанов в фильме "Обитаемый остров" (2009)

Режиссеру тоже досталась одна из ведущих ролей – Государственного Прокурора, или Умника.

Съемки фильма велись в течение десяти месяцев, и из-за количества отснятого материала картина стала дилогией: первая часть, "Обитаемый остров", вышла 1 января 2009 года, вторая – "Обитаемый остров: Схватка" - 23 апреля.  Картины стали одной из самых резонансных премьер года, хотя отзывы критиков были самыми разными. Почти единогласно углядывались параллели с ситуацией в Советском Союзе или в современной России, с чем режиссер и продюсер в интервью иногда соглашались, иногда отвечали уклончиво.

Так, в одном из интервью Бондарчук назвал этот фильм "своей личной войной с тоталитаризмом" и сказал, что подразумевает зарубежное государство, "придумавшее себе систему координат, которая включает, во-первых, тоталитарную слежку, во-вторых - тотальный обман. Якобы есть некий враг, который может в любую секунду напасть, и поэтому надо туже завязать пояса и работать во благо цивилизованной страны".

Кадры из фильмов, снятых по произведениям братьев Стругацких >>

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала