Рейтинг@Mail.ru
10 "актерских рассказов" Михаила Ульянова - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

10 "актерских рассказов" Михаила Ульянова

© РИА Новости | Перейти в медиабанкАктер Михаил Ульянов в фильме "Председатель"
Актер Михаил Ульянов в фильме Председатель
Читать ria.ru в
Дзен
Актер Михаил Ульянов писал в книге "Реальность и мечта", что его домом всегда был театр Вахтангова, в котором он проработал почти 60 лет (последние двадцать - в качестве руководителя), но почувствовать "всю силу воздействия искусства на зрителя" он смог именно в ролях, которые сыграл в кино. В день 90-летия со дня рождения актера РИА Новости вспоминает десять его персонажей.

Михаил Ульянов писал в книге "Реальность и мечта", что его домом всегда был театр Вахтангова, в котором он проработал почти 60 лет (последние двадцать - в качестве руководителя), но почувствовать "всю силу воздействия искусства на зрителя" он смог именно в ролях, которые сыграл в кино.

Ульянов в первую очередь вспоминается ролями жестких руководителей от председателя колхоза Трубникова до маршала Жукова и Ленина, хотя в его фильмографии немало противоречивых персонажей - трусливых "стукачей" и исписавшихся драматургов. Даже режиссеры нередко боялись закрепившегося за актером амплуа сильного и волевого "ленинца" и долго раздумывали над его кандидатурой, но решались - и на пользу фильму. Сам актер за образ правильного героя не держался и всегда искал другую роль, чтобы расширить свои "артистические горизонты". Ульянов говорил: "всякая моя роль - это мой актерский рассказ о том, что меня как гражданина волнует именно сегодня". В день 90-летия со дня рождения актера РИА Новости вспоминает десять его историй.

Егор Трубников. "Председатель" (1964)

Роль фронтовика Егора Трубникова, который возвращается в родную деревню и берется за восстановление разоренного хозяйства, принесла Михаилу Ульянову Ленинскую премию и любовь зрителей. Актер с неохотой согласился прочитать очередной сценарий о колхозе, когда ему позвонили с "Мосфильма". Но противоречивый, сложный характер главного героя (прототипом которого был знаменитый белорусский партизан Кирилл Орловский) заставил Ульянова изменить свое мнение, и на следующее же утро после прочтения он согласился на пробы и получил роль.

"В работе над любой ролью меня прежде всего интересует социальная направленность поступков моего героя. Интересует, за что мой герой борется, какие думы его мучают. Я не люблю раскладывать черты характеров своих героев по полочкам: это "положительное", это "отрицательное". Не люблю потому, что так не бывает в жизни. В жизни все гораздо сложнее. В одном и том же человеке уживаются порой самые противоречивые черты. Таков был Егор Трубников", - писал Ульянов в книге "Возвращаясь к самому себе".

Роль Трубникова, которую критики называли творческой удачей актера, отняла у Ульянова много сил. Поиски взгляда, интонаций, походки - косолапой - героя приводили его на улицу, в толпу, где он высматривал необходимые штрихи к портрету.

Митя Карамазов. "Братья Карамазовы" (1968)

После опустошающей роли Трубникова Ульянов отказывался от большинства предложений, считая их неинтересными, и мечтал о роли, которая "захлестнула бы его с головой" и потребовала бы предельной отдачи. Но "манны небесной" ждать не стал, а сам попросил ("чтобы потом себя не корить, что не осмелился спросить") режиссера Ивана Пырьева попробовать его в качество одного из героев в экранизации романа Достоевского. Режиссер скептически заметил, что если и видит Ульянова в какой-нибудь роли, то только Дмитрия, но со временем эта мысль перестала казаться Пырьеву смешной. Он попробовал разыграть с Ульяновым несколько эпизодов и нашел в нем своего актера. Хотя впоследствии работа над образом всем известного литературного персонажа вызывала немало споров между актером и режиссером, каждый видел Митю по-своему.

Кадр из фильма "Братья Карамазовы"

Михаил Ульянов о работе над ролью: "… чем точнее я стремился быть похожим на Митеньку, тем хуже и хуже шел материал. <…> Я беспрерывно зачитывал цитаты: "А вот Митя такой... А вот у Достоевского сказано..." Наконец Пырьеву это надоело, и однажды он резко сказал мне: "Сейчас мы снимаем, а по теоретическим вопросам ко мне домой звоните по телефону с двенадцати до двух часов ночи. - И, помолчав, добавил: - И оставь ты в покое эту проклятую книгу!" Он не стал объяснять, что цитация при экранизации, буквальное цепляние за роман связывает и актера и режиссера. Нет свободы, нет дыхания, ты шагаешь не своим шагом и говоришь не своим голосом. Я это понял позже сам, когда нашлись те опоры, которые помогли мне построить роль, по сути - спасти ее".

"Братья Карамазовы" стал первым режиссерским опытом для Ульянова. Через год после начала съемок неожиданно скончался Иван Пырьев, и руководство "Мосфильма" предложило Ульянову и Кириллу Лаврову, игравшему Ивана Карамазова, закончить картину. Картина была награждена специальной премией ММКФ и номинирован на премию "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке.

Георгий Жуков. Киноэпопея "Освобождение" (1969-1971) и другие

Самый узнаваемый образ, созданный Михаилом Ульяновым на экране, - Георгий Жуков. Предложение Юрия Озерова сыграть "маршала Победы" Ульянов, по собственному признанию, отверг, не раздумывая - "слишком любим, слишком знаем народом". Но замечание режиссера, что сам Георгий Константинович считает - Ульянов справится - ободрило его. Создавать образ Жукова начали с грима, пытаясь достигнуть фотографического сходства, но налепленные щеки выглядели карикатурно. Тогда Ульянов решил сыграть характер маршала, то, каким его видят в народе: "Я отлично понимал, что играю не Жукова в буквальном смысле этого слова, не Георгия Константиновича во всем многообразии этого характера и этой судьбы (взлеты его были до самой высочайшей вершины, и сложные периоды в его жизни тоже были), а играю некое распространенное о нем представление.<...> Короче говоря, я стремился, как говорили раньше в театрах, поймать правильный тон роли. Эта найденная тональность настраивает и зрителя на правильное восприятие работы, заставляя прощать мне и непохожесть и, может быть, не совсем выдержанную историческую точность или какие-то другие условности".

Сыграв Жукова в более чем 15 фильмах за свою карьеру, Михаил Ульянов так и не встретился с ним ни разу, хотя договаривались они несколько раз. Дочь актера Елена вспоминала, что отца часто путали с маршалом. Однажды милиционер остановил "жигули" Ульянова на Тверской, когда он ехал на дачу, и попросил предъявить документы. Услышав твердое "разрешаю", представитель власти вытянулся в струнку и попросил проезжать "товарища маршала".

Генерал Чарнота. "Бег" (1970)

Творческая атмосфера свободы на съемочной площадке "Бега" позволила Ульянову, по собственному признанию, играть раскованно. Его генерал Григорий Чарнота, один из эмигрантов постреволюционной России, отправившийся в Париж на поиски мужа Серафимы Корзухиной, получился даже немножко озорной.

"Неожиданный для меня генерал Чарнота из кинофильма "Бег" - эта роскошнейшая фантасмагорическая роль, какую только актер может представить себе. Долго ходили режиссеры вокруг меня, пока решились доверить эту работу. Колоритнейшая фигура белого генерала, который бродит по Парижу в одних кальсонах, а потом выигрывает целое состояние, требовала совсем нового подхода и новых актерских приспособлений", - писал Ульянов. Кстати, съемки сцены в кальсонах совершенно не вызвали удивления на улицах французской столицы, вспоминал оператор картины Леван Пааташвили.

Участковый Ковалев. "Самый последний день" (1972)

Единственный режиссерский фильм Михаила Ульянова зрители не приняли, ожидая от актера очередной истории о сильном и волевом человеке, а не "сказочного" сюжета. Последний рабочий день доброго участкового милиционера Семена Митрофановича Ковалева перед уходом на пенсию оказывается и последним днем его жизни, когда вечером в автобусе он замечает опасного преступника и пытается самостоятельно его задержать. Ульянов, посчитав попытку неудачной, решил больше не садиться в режиссерское кресло.

Ульянов о выборе сюжета для фильма: "Когда я прочел повесть Бориса Васильева "Самый последний день", я как-то сразу понял, что сделать фильм о добром человеке ну просто необходимо. Почему? В последнее время я все чаще и чаще начал встречаться с проявлениями недоброжелательства, неоправданной злости, обидной грубости, наглого хамства, сердечной черствости. Меня это тревожит, ранит, обижает. Почему я стал так чутко реагировать на это? От возраста, от усталости, от чересчур частых встреч с подобными явлениями? А может быть, потому, что число их растет и все чаще громко и нагло о себе заявляет?".

Драматург Ким Есенин. "Тема" (1979)

Фильм об известном советском драматурге Киме Есенине, который приезжает в Суздаль за вдохновением, а, повстречав там искренних и благородных людей, задумывается о своей жизни, был запрещен советской цензурой на семь лет. По мнению критиков, будь в главной роли, например, Иннокентий Смоктуновский, советские "блюстители нравов" пропустили бы картину. Но именно Михаил Ульянов - Ленин и маршал Жуков в сознании зрителей - в роли признающего свою бесталанность "обласканного зрителями и начальством" писателя вызвал недовольство. Фильм увидел своего зрителя в 1986 году, а еще через год попал в конкурс Берлинского фестиваля и выиграл главный приз.

Михаил Ульянов об утверждении на роль: "В главной женской роли режиссер Глеб Панфилов сразу утвердил блистательную Инну Чурикову. А кто будет работать с ней в паре, он сомневался, колеблясь между мной и Алексеем Баталовым. Конечно, по своей актерской фактуре Баталов больше интеллигент, чем я, и более похож на писателя. Однако именно мужиковатости - а она важное качество главного героя - ему не хватает. Зато у меня, выходца из сибирской глубинки, этого добра достаточно. Между такими качествами и выбирал Панфилов. Вышло так, что вечером накануне съемок он позвонил мне, извинился и сказал, что играть-таки будет Алексей. А уже ночью, по голосу чувствовалось, что новое решение далось ему нелегко, сообщил, что роль будет утверждена за мной".

Чиновник Абрикосов. "Частная жизнь" (1982)

Советского чиновника Сергея Абрикосова, вынужденного выйти на пенсию из-за слияния двух предприятий и в результате потерявшего свое место в жизни, Ульянов сыграл без иронии, трагически - и был прав. Эта роль принесла актеру "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля и Государственную премию СССР.

Кадр из фильма "Частная жизнь"

Ульянов о роли: "Надо сказать, что режиссер картины Юлий Яковлевич Райзман сначала не хотел брать меня на роль главного героя: он не любил работать с актерами, которые часто болтаются на экране, а я к тому времени уже изрядно намозолил глаза отечественному зрителю. Но потом Райзман присмотрелся ко мне и оттаял. Единственное: его не устраивала некоторая моя неотесанность в одежде. Ну да беды в том не было, поэтому Юлий Яковлевич, сам сын портного, пообещал на съемках заняться моим гардеробом и действительно хорошо подобрал мне костюмы".

Бывший муж. "Без свидетелей" (1983)

Фильм "Без свидетелей" изначально задумывался как разговорный спектакль для двух актеров: Он приходит к Ней, бывшей жене, чтобы выяснить, помнит ли она о его "анонимке" на старого друга, а сейчас ее будущего супруга. Ульянов прочитал пьесу Софьи Прокофьевой в журнале "Театр" и предложил Никите Михалкову поставить спектакль в Вахтанговском театре, о чем режиссер давно мечтал. Когда репетиции уже были в самом разгаре, Михалкову предложили снять еще и фильм. В итоге фильм сняли, а спектакль так и не удалось реализовать - в театре обиделись.

Ульянов о роли: "Шли поиски необычного для меня грима, несвойственной мне манеры поведения, и я все дальше уходил от себя, чтобы раскрыть характер, столь чужой мне. Сложность была в том, чтобы в экстравагантных, почти фарсовых ситуациях оставаться человеком, а не паяцем, не скоморохом. И это была одна из самых трудных ролей. Давалась она мне очень тяжко. Этот тип ведь актер в жизни - он все время играет. Играет хорошего человека, играет деятельного, играет любовь. А мне, актеру, надо этого "актера в жизни" сыграть - эвона какая задача стояла передо мною".

Ветеран Иван Федорович. "Ворошиловский стрелок" (1999)

Предложение Станислава Говорухина сыграть ветерана Ивана Федоровича, вступившегося за внучку, Ульянов принял сразу, так как сам был уже дедом и понимал чувства героя. После премьеры фильм раскритиковали, посчитав его "призывом к суду линча", но зрители историю приняли. В итоге - главный приз на "Кинотавре" и "Ника" Ульянову за лучшую мужскую роль. Персонаж Ульянова, по словам режиссера, стал "национальным героем - таким маршалом Жуковым в мирное время".

Ульянов о роли: "Надо сказать, что я трудился над ролью с удовольствием. <...> Нравился мне мой герой - обыкновенный старик, за плечами которого немудрящая, но честная жизнь. Только на склоне лет нет ему покоя. Мир перевернулся! Ценное обесценилось, и откуда ни возьмись такое повылазило... И получилось, что на примере этого старика вдруг на экране вскрылись беды нашего болезненного, незащищенного общества. Жизнь в нем все усложняется, растет разрыв между богатыми и бедными, и хотя вроде бы никто не голодает, но никто особенно и не шикует, за исключением тех, кто готов это делать за чужой счет. Вот и надругались трое подонков над внучкой пожилого человека, а встать на защиту униженных некому".

Отец, бандит. "Антикиллер" (2002)

Одной из немногих заметный ролей нулевых для Михаила Ульянова стал циничный и безжалостный бандит из криминального боевика Егора Кончаловского "Антикиллер", который стал самым кассовым российским фильмом в 2002 году. Поклонники серьезного советского актера, создавшего на экране не один благородный образ, были, напротив, раздосадованы его новым образом. Им в ответ Ульянов замечал, что" не следует путать актерское в человеке и человеческое в актере".

Ульянов о роли: "У моего персонажа некогда было перерезано горло, значит, он должен произносить фразы сипло и с надрывом. Исходя из этих условий, чтобы сделать роль достоверной, я решил немножко по-актерски похулиганить. Мне вспомнился хрипатый Дон Карлеоне в исполнении Марлона Брандо. Почему бы, в самом деле, не сгустить краски и вместо российского вора в законе не сыграть американского мафиози? А вернее, не его, а просто в своей игре передать игру великого актера в подобной роли? Каюсь, я нахально ее повторил, отсюда у пахана в "Антикиллере" этот тон, эта избыточность в поведении".

Подготовила Валерия Павлова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала