Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Первая после перевыборов зарубежная поездка Барака Обамы пришлась на две страны, где действующие президенты США никогда не бывали – на Камбоджу и Бирму (Мьянму), с предварительным заездом в Таиланд. Это, конечно, случайность – поскольку именно на ноябрь пришелся Восточноазиатский саммит, организованный АСЕАН, а страна-председатель АСЕАН сейчас Камбоджа. Однако случайность эта как-то удачно совпала с главным направлением американской (и, возможно, мировой) политики – поворот США от Ближнего Востока к Дальнему. Причем "в целом" этот поворот выглядит более чем логично: на Ближнем Востоке ничего, кроме неприятностей, Америка, как мы именно сейчас видим, не получит. И остается пустяк: "поворот" – это как? Находясь в Камбодже, понимаешь, что Обаме не позавидуешь.
Нехорошая Камбоджа
Дождливый осенний Пномпень в ноябре, как положено, организовал саммит лидеров АСЕАН (он прошел в конце прошлой недели). После саммита десять государств Юго-Восточной Азии пригласили на разговор, по давно заведенному порядку, партнеров АСЕАН – США, Китай, Японию, Индию, Россию и других. В принципе это почти то же самое, что АТЭС, но на АТЭС говорят почти только об экономике, а тут почти только о политике и безопасности в том же, по сути, тихоокеанском регионе. В этих встречах на высшем уровне в Камбодже Обама и участвовал.
И сразу же выявляется серьезное расхождение между тем, как оценивают его нынешнюю поездку и всю дипломатию дома, в США, и в Азии. Дело в том, что Америке в этих краях надо, попросту говоря, восстановить доверие и репутацию, то есть вести себя умно и осторожно. Но этого не объяснишь традиционному американскому избирателю, тому надо показывать прежнюю Америку – сильную, всегда правую и неуязвимую, которая приходит и наводит глобальный порядок.
И вот – сама Камбоджа. Как-то внезапно эта маленькая страна возникла в американском и европейском информационном поле, хотя еще год-другой назад ее там вовсе не было. Что за страна?
Версия первая: это государство, где один и тот же лидер, премьер-министр Хун Сен, правит с конца 70-х годов, он верный союзник Китая, он бывший военный командир во времена преступного режима "красных кхмеров" в 70-е годы, и он нарушает права человека.
Что с ним делать? Рецепты знакомые до боли. В следующем году в Камбодже выборы. Так вот, Хун Сену рекомендуют полностью поменять избирательную комиссию и вернуть из-за рубежа убежавших туда оппозиционеров.
Версия вторая: давайте не будем забывать, что Хун Сен не только был батальонным командиром у "красных кхмеров", он был тем, кто поднял бунт и их свергнул, не без помощи вьетнамских танков, конечно. Так что он герой только по этому эпизоду. А еще это человек, при котором Камбоджа стала экономическим чудом, растет на 10 или более процентов ежегодно уже десятилетие с лишним. Там вырос средний класс в 1-2 миллиона человек, в Пномпене новые кварталы, даже небоскребы. Права – да, нарушают, например, выселяя сквоттеров и снося их лачуги там, где будут новые кварталы.
И это одна и та же страна и один и тот же лидер. В Пномпене мне пришлось участвовать в разговоре экономистов: кто создал это чудо, откуда деньги? Первый инвестор понятен – Китай, а вот на второе место претендуют каждый год Япония, Южная Корея, Индия, Таиланд, Вьетнам… идут голова в голову. Кого нет в этом списке? Да США, конечно же.
Исправившаяся Бирма

Следующий после Пномпеня пункт поездки Барака Обамы – Бирма. Фактически близнец Камбоджи в только что описанном смысле: полувоенный режим, инвестиционное и экономическое чудо, главный партнер – Китай. Мне советовали посетить эту страну только для того, чтобы посмотреть на толпу японцев в рангунском (янгонском) аэропорту. Высаживаются там, говорят, минимум по пятьсот человек в день – хотят потеснить Китай по части инвестиций.
А США? При Джордже Буше и Бараке Обаме бирманский режим был под американскими санкциями. Откуда же там было взяться американским инвестициям? А в течение последнего года режим резко исправился, провел выборы, выпустил политзаключенных. Вот и еще одну группу освободил под начавшийся в понедельник визит Обамы. Со вздохом облегчения Америка начала снимать санкции и торопиться наверстывать упущенное.
Если погрузиться в американское информационное поле, то смысл поездки Обамы трактуется так: в Бирме он – победитель – принимает парад демократии, в Камбодже делал строгое внушение засидевшемуся Хун Сену.
Но информационное поле АСЕАН – совсем другое дело. Там главный вопрос – как Обаме удастся этот его "поворот" в Азию, если место главного мотора процветания занято Китаем?
Как минимум две страны АСЕАН, Вьетнам и Филиппины, в восторге от чисто военного аспекта возвращения Америки, они с удовольствием смотрят, как США задирают Китай по части территориальных споров в Южно-Китайском море. Но как быть с деньгами? Хотя Китай, по их мнению, должен быть скромнее – но не до такой же степени, чтобы процветание кончилось.
У США в регионе всерьез недостает инструментов воздействия. Самый занятный пример – Бирма с ее демократизацией. Это как же так – страна под санкциями США стала экономическим чудом? Все дело в политике стран АСЕАН, которые год за годом мягко объясняли американцам: превратить нашего соседа и члена нашей ассоциации в Ирак времен Саддама Хусейна мы не дадим. Мы сами уговорим бирманских военных начать мягкие, плавные реформы. И уговорили. Именно они.
Вывод из этой истории очень серьезный. И сделал его генеральный секретарь АСЕАН, бывший таиландский дипломат Сурин Питсуван в беседе с группой главных редакторов и обозревателей в Пномпене. Он объяснил нам: АСЕАН показал Америке, что политика санкций здесь не работает.
В итоге Бараку Обаме в его дипломатии на Восточноазиатском саммите в Пномпене, в его поездке в Бирму и в целом на азиатском направлении в ближайшие годы остается только одно – завоевать в Азии друзей. Таких, чтобы они с удовольствием восприняли американский военный противовес Китаю, но не боялись бы, что Америка снова, как в 60-е – 70-е, ввергнет регион в войну. И таких, которые бы помогли США вернуть здесь экономическое влияние.
А на домашнем фронте американскому президенту придется и дальше объяснять правозащитникам (которые успели создать по всей Азии филиалы своих организаций), что права человека остаются традиционным инструментом американской политики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции