Эльдар Рязанов отмечает сегодня 85-летие. Многие его картины тоже успели отметить юбилеи, а ведь когда-то режиссер не мог быть уверен даже в том, что они дойдут до зрителя. На пути вставали цензоры, чиновники, критики... О том, как режиссер тягался с Шаляпиным, компрометировал Кутузова и "консервировал" фильм "Берегись автомобиля" - в материале РИА Новости.
Карнавальная ночь (1956)
В ролях: Людмила Гурченко, Юрий Белов, Игорь Ильинский, Сергей Филиппов и другие
Зрители против? "Фильм будет провальным! Положение безнадежное: ведь половина уже отснята, а деньги на исходе. Актеров менять поздно, а выгонять режиссера бессмысленно. Никто из уважающих себя художников не возьмется за доработку. Остается закончить скорее и забыть об этом фильме как о кошмаре", - такое резюме получил на "Мосфильме" второй игровой фильм молодого режиссера Эльдара Рязанова.
В общем-то, и сам режиссер поначалу не видел ничего интересного в истории, как молодежь пытается провести занудного товарища Огурцова, чтобы весело встретить Новый год. В том, что за картину все-таки стоит взяться, его убедил сам Иван Пырьев. Помог он и во второй раз, когда возникли проблемы с исполнительницей главной роли. Рязанов провел десятки неудачных проб, включая и пробы с молодой студенткой ВГИКа Людмилой Гурченко, и, в конце концов, остановился на артистке из самодеятельности. Когда после нескольких съемок стало понятно, что до роли девушка не дотягивает, поиски возобновились. Тогда маститый режиссер и порекомендовал Рязанову попробовать Гурченко еще раз.
Посмотрите фотоленту Соратники Эльдара Рязанова >>
"Тогда я впервые понял, как много зависит в нашем кинематографическом деле от оператора, от гримера, от художника по костюмам, - писал Рязанов. - Казалось, все это - иллюстрация к известной старинной поговорке: "половина нашей красоты принадлежит парикмахерам и портным". И все-таки не совсем так. Красота человеческая в первую очередь светится изнутри, и, если не прекрасна, не талантлива душа, никакие внешние ухищрения не помогут. Случай с Людмилой Гурченко был именно таков. Душа молодой актрисы пела, излучала талант, а темперамент бил во все барабаны".
Зрители "за"! Чтобы картина прошла как можно незаметнее, члены комиссии решили показывать ее в предновогодние дни, ни съемки, ни выход на экраны нигде не освещался и не анонсировался. И вдруг вместо провала - невероятный успех, которого не ожидал никто, ни сам режиссер, ни Людмила Гурченко, красавица с осиной талией, чья "Песенка про пять минут" мгновенно разнеслась по всему Союзу. Чтобы попасть на сеанс, люди выстаивали очереди по несколько часов, "Карнавальная ночь" стала лидером кинопроката в 1956-м году с количеством проданных билетов 50 миллионов и остается одной из любимых зрителями новогодних картин по сей день.
Цитаты:
- Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке не известно. Наука пока еще не в курсе дела. Асса!!!
- Я и сам шутить не люблю и людям не дам.
- Бабу Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своём коллективе.
Гусарская баллада (1962)
В ролях: Юрий Яковлев, Лариса Голубкина, Игорь Ильинский и другие
Зрители против? Музыкальная комедия по мотивам событий Отечественной войны 1812 года открыла дорогу в кино другой молодой актрисе - третьекурснице театрального института Ларисе Голубкиной, а ее партнером стал Юрий Яковлев.
По словам Рязанова, фильм по пьесе Александра Гладкова "Давным-давно" он мечтал снять с тех самых пор, как 17-летним юношей увидел постановку в Театре советской армии.
Съемки картины шли, как на войне: бравый гусар Яковлев в жизни не умел держаться в седле и в любой момент рисковал что-нибудь себе сломать, Голубкина, которая в одной из сцен должна была прыгать с немалой высоты в зал, каждый раз в страхе останавливалась у края "пропасти". Наконец, со словами "Вот что за молодежь!" режиссеру пришлось подавать ей личный пример: "Закрыв глаза, я безрассудно нырнул вниз. Судьба оказалась ко мне милостива, и я приземлился благополучно. Поднимаясь с пола, я проворчал таким тоном, будто для меня подобные соскоки - сущие пустяки: "Вот видишь, Лариса. А я ведь старше тебя, и мой вес значительно больше твоего. Уверяю тебя, это совсем не страшно".
Роль Кутузова в картине сыграл любимый Рязановым актер Игорь Ильинский. Дабы не наткнуться на отказ, режиссер на свой страх и риск даже не утверждал его на роль у начальства.
Когда пришла пора показывать картину руководству, оказалось, что в фильме Рязанов оскорбил память великого полководца Кутузова. По мнению комиссии, образ вышел чересчур комедийным. По воле тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой за две недели до намеченной премьеры лента чуть не отправилась на полку.
"Как! К юбилею Отечественной войны 1812 года выступить с легкомысленной комедией, смакующей гульбу дворян и их любовные забавы? Это невозможно!" - восклицали критики.
Зрители "за"! Фильм спасло то, что до премьеры его в полном составе посмотрела редакция газеты "Известия", и в печать вышла доброжелательная рецензия, в которой автор особенно подчеркивал удачный образ Кутузова. В итоге фильм вышел на экраны в срок и сразу завоевал зрительскую любовь. За первый год фильм собрал по всей стране 50 миллионов поклонников, а образ поручика Ржевского и сейчас кочует из анекдота в анекдот.
Цитаты:
- Домой! К мамкам, нянькам, куклам, танцам, тряпкам.
- Корнет, вы женщина?
- А девкой был бы краше.
Берегись автомобиля (1966)
В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Ольга Аросева, Георгий Жженов, Евгений Евстигнеев, Донатас Банионис и другие
Зрители против? Историю о благородном жулике Рязанову рассказал большой любитель и коллекционер народных легенд Юрий Никулин. Его-то режиссер и собирался снять в роли "современного Робин Гуда" Юрия Деточкина, под него и создавал сценарий, над которым работал пополам с Эмилем Брагинским.
"Придуманное одним становилось общим, - вспоминал Рязанов в одном из интервью, - Принципиальный спор возник у нас только один раз, и пришлось кидать жребий. Мама Деточкина должна была крикнуть: "Судью на мыло!". Брагинский утверждал, что это пошло. А я сказал, что мне нравится. Кинули жребий. Выпало в мою пользу. И фраза осталась в сценарии".
Иннокентий Смоктуновский в сцене из фильма "Берегись автомобиля"
В поисках прототипа главного героя, жившего то ли в Одессе, то ли в Ленинграде, то ли в Ростове, авторы обращались в отделения милиции, писали в Минюст, но никаких доказательств, что такой человек существовал когда-то на самом деле, так и не нашли.
Спустя полтора-два месяца история под названием "Угнали машину" была завершена и легла на столы к мосфильмовским начальникам. Кинокомитет картину счел неприемлемой: "При обаянии Ю. Никулина фильм, поставленный по этому сценарию, принес бы большой вред воспитанию юношества и ничуть не помог бы обществу в борьбе с жуликами, хапугами, частнособственническими инстинктами...".
В Госкино тоже выразили опасения, что после выхода такой картины на экраны автомобили начнут воровать все подряд: "Кино обладает очень большой силой воздействия, - объяснял Рязанову председатель Госкино Романов. - После выхода вашего фильма советские граждане начнут угонять друг у друга машины. Я не буду вам помогать освобождать Никулина от гастролей. Более того, мы вашу картину законсервируем".
Но первый раунд остался за авторами сценария. История в виде повести вышла на страницах "Молодой гвардии", и уже оттуда, получив хорошие рецензии и будучи одобренной в самом ЦК, снова вернулась в кино. К этому времени Никулин, правда, передумал сниматься, и на место Деточкина Рязанов позвал Иннокентия Смоктуновского. Режиссер вспоминал: "Тот же Романов, председатель Госкино, мне говорил: он только что сыграл Ленина, а у тебя будет играть жулика. "Но он же будет играть у меня в другом гриме", - парировал я. Убедить не удалось. Я снимал Смоктуновского самовольно".
Зрители "за"! В 1966-м гуд противоречивая картина, стыдливо обойденная всякой рекламой и показанная в самый разгар отпусков, вышла на экраны. Первый раз фильм посмотрело небольшое количество зрителей. "Но заработало "сарафанное радио", - вспоминал Рязанов в интервью "Московскому комсомольцу". - Фильм регулярно стали показывать по телевидению. И сейчас, наверное, трудно найти в нашей стране человека, который не видел бы этот фильм".
Цитаты:
- Каждый у кого нет машины мечтает ее купить. Каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать. И не делает это лишь потому, что продав, останется без машины.
- Деточкин любил детей. Он не мог поступить иначе. Деточкин понял, что это конец. Ему захотелось закрыть глаза, но он боялся задавить пионера.
- Тебя посодют, а ты не воруй!
- Семен Васильевич! Вы же у меня в доме! - Твой дом - тюрьма!
- Машина на имя жены, дача - на мое, ничего у тебя нет. Ты голодранец! Ты вообще живешь на свете по доверенности!
- Что делать?! - Сухари сушить!
- Жениться надо на сироте.
- Скажите, а Вы эти деньги сами заработали? - Ну, в общем, я тоже приложил к этому руку.
- А не замахнуться ли нам на Вильяма, на нашего, на Шекспира?!
- Кто свидетель? - Я! А что случилось?
Ирония судьбы, или С легким паром! (1975)
В ролях: Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Юрий Яковлев, Лия Ахеджакова, Александр Ширвиндт, Георгий Бурков, Александр Белявский и другие
Зрители против? Сегодня сложно представить себе Новый год без "Иронии судьбы...", но самая новогодняя картина режиссера, снятая по написанной совместно с Эмилем Брагинским пьесе, тоже добралась до зрителей не без трудностей.
Существует несколько версий того, как у авторов родилась ее идея: по одной, в основу фильма легла реальная история о загулявшем "банщике", которого друзья отправили в Ленинград на поезде, по другой - случай с хабаровскими шахматистами, летевшими на чемпионат для глухих в Омске. Когда самолет спортсменов совершил вынужденную посадку в Новосибирске, пассажиров отправили погулять. Никто не объяснил шахматистам, что они находятся в другом городе, так что они поймали такси, показали водителю бумажку с адресом и поехали к нужному дому. Шахматного клуба, правда, там не оказалось...
Написанная в 1969-м году пьеса с успехом шла во многих театрах страны, но когда режиссер решил взяться за кинопостановку, чиновники отнеслись к картине без энтузиазма. Госкино и "Мосфильм" отказались даже от короткометражки, на телевидении сценарий сочли "пропагандой пьянства и разврата". Фильм бы так и не был снят, если бы за него, к удивлению сценаристов, не вступился сам председатель Гостелерадио Сергей Лапин.
На главный роли режиссер позвал Андрея Мягкова и Барбару Брыльску, лучше всего подходящих для того, чтобы не просто разыграть историю в легком комедийном ключе, но и поднять ее на серьезную лирическую высоту.
Барбара Брыльска во время съемок фильма "Ирония судьбы, или с легким паром"
Особенную теплоту картине придает новогодняя атмосфера. Приступая к съемкам, Рязанов запланировал немало видов заснеженного города (картину специально было решено снимать в середине зимы), но в нужное время снег так и не выпал. Ждали три дня, пока режиссер не пошел на крайние меры: "Мы скупили всю вату и весь нафталин в окрестных аптеках и принялись "наводить новогодний антураж": нафталин насыпали тонким слоем на тротуары, ватой украсили фонари, парапеты, деревья и кусты".
В сцене, где Надя гуляет под снегопадом, в роли снега выступили макаронные звездочки и манная крупа. С последствиями снегопада приходилось разбираться возмущенным дворникам, а в одной газете тогда даже появился гневный фельетон "Не стреляйте в воздух макаронами".
Зрители "за"! "Иронию судьбы" ждал фантастический успех. Картина вышла на экраны 1 января 1976-го года и уже спустя несколько минут после показа на режиссера посыпались телеграммы с восторженными откликами. 7 февраля, после нескольких десятков тысяч писем на телевидение, фильм повторили снова. Картину стали показывать в кинотеатрах, песни из него вышли пластинкой на "Мелодии".
В 1976 году по результатам опроса журнала "Советский экран" картина "Ирония судьбы, или С легким паром!" была признана лучшим фильмом года, а Андрей Мягков - лучшим отечественным актером года. "Мне жутко приятно, что моя лента стала поистине народной", - говорит режиссер. В 1977 году картине была присуждена Государственная премия СССР.
Цитаты:
- Какая гадость! Какая гадость эта ваша заливная рыба!
- Надя умна. Она готовит прекрасно. Я ел!
- Ребята, а это я ломаю дверь.
- Почему вы меня все время роняяете?
- Это не дом, это проходной двор какой-то.
- Мама, почему ты сидишь в коридоре? - Сторожу преступника. А он меня песнями развлекает.
- Мне 36 лет, между прочим. - Это бестактно с твоей стороны напоминать мне о моем возрасте.
- Это вы Ипполита окатили? Он сейчас шел весь мокрый! - Это он мокрый от слез...
- ... А почему мама поставила чужие тарелки?
- Пить надо меньше!
Жестокий романс (1983)
В ролях: Никита Михалков, Андрей Мягков, Лариса Гузеева, Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Виктор Проскурин и др.
Зрители против? "Вы что же? Думаете, что сможете петь лучше, чем Шаляпин?..", - такое письмо Рязанов получил, когда снимал "Жестокий романс". Под "Шаляпиным" имелся в виду фильм "Бесприданница" Якова Протазанова, который он снял в 1936-м году.
"Я думаю, именно долгой и счастливой жизнью протазановской "Бесприданницы" на экранах можно объяснить то, что почти полвека не было покушений на повторную экранизацию пьесы - слишком уж памятен был успех, слишком уж рискованно было вступать в творческое соревнование с лентой, живущей в сердцах миллионов", - соглашался Рязанов в книге "Неподведенные итоги". Но не в его режиссерских правилах бояться трудностей.
Заручившись согласием Михалкова, сыгравшего рокового красавца Паратова, и Мягкова, которому досталась роль безвольного Карандышева, Рязанов приступил к работе над сценарием, лозунгом которого стала фраза "Вперед от Островского!". Когда начались съемки, лозунг изменился "Назад к Островскому!" - так режиссер искал баланс между классическим произведением и современной трактовкой, которая могла быть близкой зрителю.
На роль главной героини Рязанов пригласил Ларису Гузееву (как когда-то с Гурченко и Голубкиной, режиссер искал новое лицо, имя), картину было решено снимать в Костроме, на берегу Волги. Название ленты - "Жестокий романс" - Рязанов придумал сразу и подкрепил его прекрасными музыкальными произведениями, которые живут до сих пор - "А напоследок я скажу", "Мохнатый шмель", "Любовь - волшебная страна", "Под лаской плюшевого пледа".
Критики точной интонации не увидели, зато нашли картину фальшивой и излишне драматической. Когда фильм вышел на экраны, на него обрушился шквал: точь-в-точь, как когда-то на работу Протазанова. "Литературная газета", например, полтора месяца публиковала разгромные рецензии под заголовками "К чему? Зачем?", "Всего лишь романс", "Победитель проигрывает", "Обман приобщения".
Зрители "за"! В том же году картина поехала на кинофестиваль в Индию. "В разгар проработочного шабаша на Родине "Жестокий романс" получил единодушное признание зрителей и жюри под председательством Жанны Моро на международном кинофестивале в Дели. Наша лента была награждена главным призом "Золотой павлин". А потом картина широко прокатывалась за границей. Так что я совсем не жалуюсь на судьбу нашего детища..." - писал Рязанов в "Неподведенных итогах".
Цитаты:
- А я вот взяток не беру! - Так Вам никто и не даёт! Вот кабы Вам давали, а Вы не брали...
- У всякого свой вкус: один любит арбуз, а другой свиной хрящик.
- У тебя что - тоже оковы? - Хуже. Кандалы. Я слово дал честное. Купеческое.
- Я искала любви и не нашла... На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Значит буду искать золота.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников