Белла Адцеева
За последние полтора-два года культурная жизнь Москвы претерпела значительные содержательные и пространственные изменения. Речь идет не о вечных символах города и страны, таких как Большой театр, Красная площадь, классический балет, Третьяковская галерея, а социальном измерении – о том, что называется свободным доступом к творчеству и средствам его создания.
В Москве есть и детские фестивали на открытом воздухе, и мероприятия в духе street-art, и пластические перформансы, и фестиваль уличных театров. И главное – зрителем и порой участником этого действа становится не узкий круг творческих фигур, как было раньше, а общество в самом широком смысле.
Одним из ярких примеров подобной творческой импровизации может служить, к примеру, недавний эксперимент в области хореографии: около тридцати танцоров современных стилей показали, что такое техника свободной импровизации, танцевальный джаз и хореографический шутливый триллер а-ля Тим Бертон.
Экспериментальный фестиваль современного танца "Фарфор. Техники импровизации танцоров уличной культуры" в Москве прошел впервые. Подобные мероприятия и уличные стили давно соседствуют и взаимодействуют друг с другом в Европе, Америке и Японии. Сейчас творческие инициативы обретают собственные черты и жанровый стиль и в Москве. Фестиваль оказался богатым на джазовые мотивы, яркие энергичные нотки афро, чувственный характер contemporary, эстетичные формы и ритмичную пластику street dance. А в конце на огонек зашел "Тим Бертон" в виде стилизованной остросюжетной хореографии и сценического юмора.
Участники фестиваля - известные в танцевальных кругах импровизационные и экспериментальные команды "Русский FarFor", "Матрешки in Jazz", Jack’s Garret – представляют собой концептуально разные подходы к современной хореографии, однако едины они в одном – в бешеной энергетике и стремлении выражать себя на сцене и в театре. Танцоры из команды FarFor в своих постановках смешивают жанры, играют с формами и щедро импровизируют, что оказывает на зрителя воздействие, сравнимое с медитацией. На этот раз в ходе перформанса они рассуждали на тему природы импровизационного танцора, которая, по их мнению, складывается из музыки, эмоционального состояния, жизненного опыта и творческой матрицы индивидуума. FarFor смешали жанры – видео и танец – и стили – динамичный street-dance, абстрактный experimental и изящный contemporary.
"Матрешки in Jazz" – четыре профессиональных танцовщицы – одни из первых в России обратили внимание на по-английски стильное направление Jazz Fusion. На сцене они составили повествование из четырех частей, где сначала джазовый танец жил под импровизацию трубача Александра Сахарова из оркестра Игоря Бутмана, во второй части был сдобрен мастерством битмейкера, затем взаимодействовал с клавишными, а после перенес зрителей в атмосферу шаманских танцев Африки.
Jack’s Garret, выступавшие на 34-м Московском Международном кинофестивале с хореографической зарисовкой, посвященной Тиму Бёртону, сохранили свое жанровое единство, перенеся зрителей в этот шутливый спектакль-триллер. Однако юмористический контекст не помешал команде затронуть темы давления общества потребления и одиночества творческой личности, которая живет наедине со своими страхами быть непонятой и брошенной.
Эксперимент "Фарфор. Техники импровизации танцоров уличной культуры" - это инициатива хореографов, которые захотели рассказать о своем творчестве и накопленном опыте, что в Москве если не впервые, то точно пока не приобрело массовый характер. У фестиваля была еще одна неофициальная цель - помочь московской аудитории преодолеть стереотипы относительно street dance. При первом беглом просмотре видеосюжетов на YouTube и популярных фильмов кажется, что этот вид танца прочно занял место в американском Бруклине. Однако ценители искусства не дадут соврать – сегодня стили street dance танцует театр танца Элвина Эйли, использует Complexions Dance Company, а танцовщиков активно приглашает театр во дворце Шайо в Париже. Этот стиль возводит в ранг высокого искусства в проекте "Роден" Рассел Малифант, бессменный партнер Сильвии Гиллем, да и на мировой сцене примеров опыта взаимодействия street dance с другими стилями достаточно. В России же их почти нет.
Но в этом контексте важно другое - фестиваль "Фарфор" был поддержан Правительством Москвы, в частности, Департаментом семейной и молодежной политики. Танцоры и хореографы команд-участников представляют Россию на международной арене, выступают на известных мировых танцевальных форумах и, вполне возможно, в будущем создадут узнаваемый русский street dance-стиль. Вообще одна из главных особенностей подобных инициатив – это творческая искренность, которая прямо со сцены говорит со зрителем о свободе самовыражения, преодолении стереотипов, непосредственности, взаимодействии и открытости. И говорит – вполне профессионально.