САРАЕВО, 17 ноя — РИА Новости, Юлия Петровская. Оправдательный приговор, который вынес двум хорватским генералам в пятницу Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге, не обоснован и противоречит справедливости, указали двое судей МТБЮ в своих особых мнениях, которые цитируют сербские СМИ.
Анте Готовина и Младен Маркач обвинялись в военных преступлениях против сербов, совершенных во время военной операции "Буря" в 1995 году. В апреле 2011 года они были приговорены международным судом соответственно к 24 и 18 годам лишения свободы. В пятницу Апелляционная палата МТБЮ большинством голосов признала их невиновными. За освобождение генералов проголосовали трое судей (Теодор Мерон из США, Патрик Робинсон с Ямайки и Мехмет Гиней из Турции), а против него выступили двое судей (Фаусто Покар из Италии и Кармель Агиус из Мальты).
Покар напомнил, что в апреле прошлого года Судебная палата вынесла обвинительный приговор, изучив более 1300 страниц анализа и установив, что Готовина и Маркач были причастны к совместной преступной деятельности, направленной на изгнание сербского населения из района Краины.
По оценке итальянского судьи, трое его коллег поспешно проигнорировали и отклонили большую часть доказательств, на которых был основан предыдущий приговор.
В соответствии с этими доказательствами, артиллерийские обстрелы хорватской армией городов Книн, Обровац, Грачац и Бенковац 4 и 5 августа 1995 года были незаконными и осуществлялись в рамках совместной преступной деятельности военно-политического руководства во главе с президентом Хорватии Франьо Туджманом с целью изгнания сербского населения.
Покар указал, что большинство судей Апелляционной палаты ошибочно посчитали краеугольным камнем предыдущего приговора положение о том, что обстрелы были незаконными, потому что снаряды падали в 200 метрах от законных военных целей. В итоге эти судьи сочли, что нет других доказательство того, что артобстрелы городов были противозаконными, а значит, не было и совместного преступного деяния.
Покар уточнил, что большинство судей не учли такие доказательства, как стенограммы брионской встречи военно-политического руководства Хорватии 31 июля 1995 года, на которой была спланирована операция "Буря" с целью изгнания гражданского населения из Краины. Кроме того, не был учтен приказ Готовины от 2 августа 1995 года "открыть по городам артиллерийский огонь", а также многочисленные показания очевидцев, солдат сил ООН и экспертов.
Покар отметил, что отказавшись от "правила 200 метров", судьи не установили и не применили иную правовую норму для определения законности нападения, хотя были обязаны это сделать. В этом случае приговор мог быть вновь направлен в Судебную палату для повторного рассмотрения.
Итальянский судья добавил, что его коллеги проигнорировали доказательства преступлений против сербов, совершенных хорватской армией и полицией после операции "Буря", а также дискриминационные меры, которые приняли власти в Загребе, чтобы предотвратить возвращение сербского населения в Хорватию.
Покар процитировал некоторые высказывания Туджмана, которые свидетельствуют о его враждебности по отношению к сербам.
Так, через неделю после операции "Буря" Туджман сравнил сербов с "распространяющимся раковым заболеванием", сказав: "У них не было времени забрать свои грязные деньги и грязное белье".
Покар подчеркнул, что большинство судей не смогли указать, где именно ошиблась Судебная палата, когда пришла к выводу о существовании совместного преступного деяния.
Схожие аргументы высказал и мальтийский судья.
Агиус подчеркнул, в частности, что нельзя игнорировать тот факт, что на столицу Сербской Краины Книн за один день упало 900 ракет. При этом судья указал, что нет доказательств того, что из города было оказано сопротивление.
"На основании всех факторов я пришел к выводу, что нападение на Книн было неизбирательным и, следовательно, незаконным", — пишет Агиус.
Подход, использованный тремя его коллегами в Апелляционной палате, он назвал узким, искусственным и запутанным. В итоге это привело к "неточному результату", полагает мальтийский судья.
Операция "Буря" положила конец конфликту в Хорватии 1991-1995 годов, став самой масштабной военной акцией в республике за время войны после распада Югославии. Операция, предпринятая в августе 1995 года, завершилась разгромом Республики Сербская Краина — самопровозглашенного образования хорватских сербов, существовавшего на территории Хорватии в 1991-1995 годах. По оценкам сербских экспертов, за время операции погибли и пропали без вести более 2 тысяч сербов, половина из которых гражданские лица, а более 250 тысяч человек стали беженцами.