МОСКВА, 14 ноя — РИА Новости. Одним из основных критериев оценки эффективной деятельности вузов в 2013 году должно стать качество студентов и выпускников, также следует учесть отраслевые и территориальные особенности университетов, сообщила РИА Новости генеральный секретарь Российского союза ректоров (РСР) Ольга Каширина.
Минобрнауки РФ в начале октября опубликовало результаты мониторинга вузов. Всего в нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. Университеты внесли показатели своей деятельности по 50 параметрам в единую информационную систему. Учитывались — средний балл ЕГЭ студентов-очников, научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая деятельность, инфраструктура вуза, доля кандидатов и докторов наук.
По итогам мониторинга, у 136 вузов и 450 филиалов были выявлены признаки неэффективности. Окончательный список неэффективных вузов будет сформирован в декабре после обсуждения в рабочих группах в каждом регионе, а предложения по реорганизации представят к весне.
Глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов заверил, что ни один российский вуз, попавший по итогам мониторинга ведомства в число университетов с признаками неэффективности, не будет закрыт. По его словам, вузы, которые будут признаны неэффективными, могут быть реорганизованы, где-то сменится руководство или будет увеличено финансирование. Также министр отметил, что мониторинг станет ежегодным.
По мнению Кашириной, уже сегодня следует определиться, по каким критериям будет оцениваться эффективность вузов в следующем году.
"Мы должны сделать все, чтобы мониторинг охватил всю систему высшего профессионального образования. Очень важно, чтобы в систему мониторинга вошли вузы, занимающиеся специальной тематикой, в том числе в сфере обороны и безопасности. Ведь многие гражданские вузы, участвовавшие в мониторинге, сегодня уже выполняют работу по спецтематике", — считает собеседница агентства.
Также аудиту должны быть подвергнуты все без исключения негосударственные вузы. "Главный вопрос — это вопрос критериев. Насущная необходимость, чтобы уже в 2013 году вузы разного профиля — технического, творческого, медицинского, оборонного — оценивались по дифференцированной шкале. Ведь даже в ведущих мировых рейтингах одни и те же показатели для университетов разного профиля оцениваются с разными коэффициентами", — отметила Каширина.
Предлагается также ввести территориальную дифференциацию критериев, учитывающую специфику социально-экономического развития регионов, в особенности удаленных.
"А один из главных критериев оценки эффективности работы вуза — качество его студентов и выпускников. Поэтому в методологию мониторинга нужно поэтапно включить объективные критерии оценки приобретенных студентами навыков, знаний, умений, компетенций", — считает генеральный секретарь.
Она предлагает учитывать количество их научных и творческих публикаций, опыт участия в конкурсах, количество патентов и авторских прав, динамику академической мобильности и приобретения профессионального опыта.
Критерии должны также оценивать уровень и качество взаимодействия вузов с федеральными и региональными властными структурами, научными учреждениями, предприятиями, ссузами и школами.
"Особый вопрос — формирование блока критериев, оценивающих внутрироссийский вектор развития системных связей вуза. В нынешнем рейтинге академическая мобильность, публикационная активность, НИОКР измерялись только в части зарубежной компоненты. Тогда как не менее важными являются оценка межрегиональной академической мобильности, рост межвузовских научных связей и публикаций в российских журналах — только это восстановит целостность нашей академической среды", — отметила Каширина.
По ее мнению, развертывание системы критериев оценки эффективности вузов займет не менее трех лет. В мониторинге 2014 года следует уделить внимание развитию внешней оценки вузов и введению единой формы публичной отчетности. "На этапе 2015 года критериальной базой мониторинга могли бы стать индикаторы программ развития — при условии разработкой этих программ всеми вузами", — сказала генеральный секретарь РСР.