МОСКВА, 13 ноя — РИА Новости. Россия благодаря своему положению имеет возможности для проявления лидерства в глобальном переговорном процессе по проблеме изменения климата, однако это требует значительных усилий и определенной осторожности, считают эксперты, участвовавшие в видеомосте в РИА Новости по вопросам глобальной климатической политики.
Экологические и общественные организации в преддверии конференции ООН по климату 2011 года в ЮАР призывали ряд развитых стран, в том числе и Россию, проявить лидерство и активнее включиться в решение глобальной проблемы изменения климата, аналогичные призывы в СМИ появились и перед началом очередного раунда переговоров, который откроется в Катаре 26 ноября.
Руководитель рабочей группы по вопросам изменения климата Комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической безопасности Михаил Юлкин подчеркнул, что в зависимости от интерпретации понятия "лидерство" его проявлениями можно считать и такие действия РФ, как, например, снижение выбросов парниковых газов более чем на 30% от уровня 1990 года или предложение поправки к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, устраняющей жесткое деление стран на развитые и развивающиеся.
"Похоже, (от России) ждут каких-то прорывных действий, не просто участия, не просто демонстрации прогресса, а чего-то, что работало бы на опережение. Мне кажется, наверное, этого не хватает. Можно ли этого ожидать на переговорах в Дохе? Я не думаю", — сказал Юлкин.
По его словам, сегодняшнюю позицию российской стороны можно назвать осторожной, и "при такой позиции с оглядкой (на действия других стран — ред.) очень трудно ожидать "бесшабашных" заявлений, а хотелось бы".
"С моей точки зрения, если действительно речь вести о каких-то таких прорывных вещах, взять на себя роль такого герольда, глашатая новых инициатив было бы даже просто безответственно со стороны России", — заявил член-корреспондент РАН, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Порфирьев.
Он пояснил, что любая инициатива "должна быть хорошо экономически просчитана" и связана с тем экономическим курсом, который осуществляет государство.
"Сейчас глобальная экономика испытывает большие трудности, и Россия здесь тоже не исключение. Глобальные какие-то прорывы со стороны России означали бы, что она готова к каким-то очень мощным и за короткий срок переворотам в своей экономической структуре", — отметил Порфирьев.
Вместе с тем, по его словам, прогнозы, которые выполняют специалисты, в том числе Минэкономразвития, показывают, что "мы рассчитываем на существенные сдвиги в структуре экономики России, но они никак не могут быть такими краткосрочными".
"Поэтому ожидать того, что в ближайшие год-два переговоров Россия может выступить с какими-то ошеломляющими инициативами… было бы не очень хорошо", — заключил эксперт.
Координатор программы "Климат и энергетика" Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Кокорин отметил, что в сложившемся противостоянии между странами — условными глобальными донорами и глобальными получателями (помощи) "легче найти общий язык, выступить модератором кому-то, кто не тот и не другой по объективным причинам".
Кокорин напомнил, что в последние годы такие страны, как Мексика, ЮАР и Коста-Рика, в переговорном процессе стали играть роль "гораздо большую, чем их экономический вес" именно с точки зрения построения консенсуса и "примирения" противостоящих сторон.
"Конечно, в этом смысле смотрят и на Россию. А что, Россия не умеет переговариваться и не может подняться над враждующими сторонами и тем самым показать свою роль лидера? Теоретически это, конечно, возможно, но это сложно и это очень большая работа", — сказал Кокорин, отметив, что для этого необходимы значительные ресурсы и, в частности, "кадровые" члены делегации, для которых это было бы основным видом деятельности.
Заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития (МЭР) РФ Олег Плужников напомнил, что в переговорном процессе были случаи, когда "страна, которая пытается лидировать… перестанет слушать как ту, так и другую стороны", что может иметь неблагоприятные последствия для самого переговорного процесса.
"Наверное, я бы говорил с точки зрения переговоров о том, что Россия должна, безусловно, принимать активное участие, но в отношении лидерства — если все страны будут принимать участие в международных переговорах, а по большому счету цели-то у всех одни, этого должно быть вполне достаточно, чтобы были приняты необходимые решения", — сказал Плужников.
Он отметил, что одной из возможностей проявления необходимого лидерства с этой точки зрения может быть "выдвижение каких-то, может быть, дополнительных инициатив с точки зрения снятия действующих барьеров" в переговорах.