МОСКВА, 13 ноя — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Четырнадцатый Международный фестиваль "Новый Европейский Театр" (NET), который откроется в Москве в среду, будет посвящен экспериментальному театру, а основу афиши составят спектакли из Германии, рассказали организаторы на пресс-конференции, предваряющей открытие форума.
Фестиваль откроется спектаклем Octopus французского хореографа Филиппа Декуфле, который известен не только как театральный режиссер, но и как создатель грандиозных шоу, например, открытия Олимпийских игр в Альбервилле.
"Спектакль Octopus — это воплощение новой театральной формы, в которой совмещаются и органично сосуществуют музыка, танец, пение, цифровые технологии. В спектакле есть некое химерическое существо Октопус, или осьминог, — который объединяет эти разные элементы спектакля. Декуфле уже приезжал в Москву, теперь он возвращается, и важно, что в его искусстве постоянно происходит обновление. Новизна Octopus — в его очаровании, в его волшебстве", — говорит директор Французского института в Москве Матье Арден.
Помимо спектакля Декуфле, в Москву привезут выставку его инсталляций "Оптикон", которую можно будет увидеть в помещении "Нового Манежа" с 16 ноября. А музыкант и композитор Лольял Носфель, постоянно сотрудничающий с хореографом, выступит с сольным концертом в клубе Zavtra.
Афиша NET'а — 2012 строится вокруг немецкого театра — это объясняется и тем, что сценическое искусство Германии в последние годы находится в состоянии очевидного подъема, а также тем, что нынешний год объявлен годом Германии в России.
Всего в афише фестиваля четыре немецких спектакля, и первое, что должно привлечь внимание театралов — это приезд Кэти Митчелл, английского режиссера, поставившего "Фрекен Жюли" Августа Стриндберга в немецком "Шаубюне ам Ленинер плац". Кэти Митчелл — одно из актуальных имен европейского театрального пространства, ее спектакли — участники и многих фестивалей, в том числе и Авиньонского. В интерпретации Кэти Митчелл пьеса Стриндберга, в свое время вызвавшая шумиху своей "аморальностью", получила название "Кристина". Используя различные ракурсы камеры и сложную звуковую партитуру, Митчелл рассказывает знаменитую историю про связь дочери аристократа и лакея глазами второстепенного персонажа.
"Один из лучших спектаклей Митчелл, на мой взгляд, — это "Кристина". Это спектакль именно XXI века, в нем мир увиден так, как его просто не смог бы увидеть даже очень продвинутый художник двадцать лет назад. При этом там нет нарочитого осовременивания, к которому мы привыкли, герои не носят современных костюмов", — рассказала арт-директор фестиваля Марина Давыдова.
Еще одним событием NET'а станет показ спектакля знаменитого хореографа Саши Вальц, которая давно уже не приезжала в Россию. Impromptus — это пластический спектакль по произведениям Шуберта. Впервые Вальц в своем театральном творчестве обратилась к классической музыке.
Знаменитый документальный театр "Римини Протокол" привезет свой спектакль "Проба грунта в Казахстане", в котором традиционно заняты непрофессиональные актеры со своими судьбами и историями.
"Еще один давний наш знакомый — театр "Римини протокол", один из лучших документальных театров в Европе. Они привезут спектакль "Проба грунта в Казахстане", в котором участвуют бывшие наши соотечественники. Там идет речь о связях Германии и России, и не только культурных", — рассказала Давыдова.
Среди тех, кто для Москвы станет открытием — компания She She Pop со спектаклем "Завещание".
"Их мало знают в Москве, а между тем, это одна из самых перспективных команд Германии. Спектакль "Завещание" это еще одна из разновидностей внеконвенционального театра, несмотря на то, что в основе его — "Король Лир" Шекспира. Пьеса становится своеобразным трамплином для вольного сочинения. В спектакле задействованы реальные отцы героинь, с которыми они выясняют отношения", — пояснила Давыдова.
Существенной особенностью фестиваля NET является его особенный способ формирования афиши — организаторы стараются не просто привезти лучшее, что есть на сценах Европы на сегодняшний день; в репертуаре NET'а всегда прослеживается тема, художественная проблема, о которой размышляют режиссеры в своих постановках. В этом году темой NET'а станет так называемый "неконвенциональный театр" — театр, нарушающий традиционные формы сценического искусства.
"Иногда мы придумываем концептуальную идею, под которую подбираем спектакли. Но чаще всего мы формируем афишу по велению души и сердца, а потом вглядываемся в сложившийся пасьянс и прозреваем в нем сюжет, тенденцию. Когда мы окинули этот пасьянс взглядом, то поняли что все спектакли, может быть, за исключением российских, представляют разные формы и модификации неконвенционального театра. Сейчас с трудом верится, что в рамках традиционного искусства можно сделать художественное открытие", — рассказала Давыдова.
Фестиваль, афиша которого обычно состоит, в основном, из свежих постановок, в этом году допустил исключение — специально для того, чтобы привезти живую легенду Европы — спектакль "Шинель" болгарского театра "Кредо". В Москве эту "Шинель", ставшую в свое время сенсацией, сыграют в последний раз.
"Мы решились на исключение — NET никогда раньше не привозил спектакли, которые уже были в Москве. Но "Шинель" так давно была в столице, что уже выросло поколение зрителей и театроведов, которые этот спектакль не видели. Постановка, основанная на соединении драматического театра, театра кукол и цирка, раньше казалась откровением, а теперь, можно сказать, что это мейнстрим", — считает арт-директор фестиваля Роман Должанский.
Российская программа фестиваля NET будет представлена четырьмя спектаклями. Из Петербурга привезут уже нашумевшую постановку молодого экспериментального театра Post — Дмитрий Волкострелов и Семен Александровский поставили цикл коротких пьес современного британского драматурга Марка Равенхилла, задействовав в театре музейное пространство. Среди московских участников фестиваля — премьерный спектакль Кирилла Серебренникова "Сон в летнюю ночь", "Триумф любви" Театра Наций и "Иллюзии" театра "Практика".
"Что касается московской программы, то эти три спектакля были выбраны по простому и важному принципу: это режиссеры, спектакли которых в разное время были представлены на фестивале NET. Это Серебренников, чей первый московский спектакль "Пластилин" показывали на фестивале, а также Галин Стоев, чью постановку по пьесе Вырыпаева "Кислород" мы уже привозили, и спектакль "Иллюзии" самого Вырыпаева", — пояснила Марина Давыдова.
XIV фестиваль "Новый Европейский Театр" пройдет в Москве с 14 ноября по 2 декабря 2012 года.
Впервые фестиваль NET прошел в Москве в 1998 году. Форум объединяет различные виды современного театрального искусства: современную драматургию, contemporary dance (современный танец), различные формы и модификации современного театра. Для участия в фестивале отбираются лучшие европейские и российские постановки, демонстрирующие развитие современного театра, достижения новой драматургии и режиссуры, интересные актерские работы. В рамках фестиваля также проходят мастер-классы, лекции о развитии современного театра, обмен зрительскими мнениями.