НЬЮ-ЙОРК, 13 ноя — РИА Новости, Лариса Саенко. Один из самых ярких хореографов мира Алексей Ратманский переехал в Нью-Йорк в Американский театр балета потому, что в свое время не получил поддержки в Большом театре, где четыре года был художественным руководителем балетной труппы, сказал хореограф в интервью РИА Новости.
"Классика по-прежнему составляет основу репертуара главных театров России. Хореография развивается кисло и слабо, и те, кто пытаются сделать что-то новое, получают мало поддержки и мало внимания. Есть энтузиасты, но пока у них не очень хорошо получается. Это была одна из причин моего переезда в Нью-Йорк", — заявил Ратманский, при этом добавив, что классическое исполнительское искусство в России развито очень хорошо и артисты из России по-прежнему составляют основу мировых балетных трупп.
Ратманский приехал в Нью-Йорк в 2008 году, и с тех пор многие его постановки искусствоведы причисляли к культурным событиям года. Балетный критик New York Times Аластер Маколэй назвал его "самым многообещающим из родившихся в России хореографов после Джорджа Баланчина".
Конфликт между худруком и труппой в Большом театре во многом был связан с желанием Ратманского придать более современное звучание классическим балетным постановкам, считали балетные критики. По мнению балетмейстера, российский балет за советское время оказался отрезанным от современных веяний и застыл в консервативности.
"Я пользуюсь балетным языком, который непрерывно развивается. Постановки того же Баланчина достаточно трансформированы по сравнению с изначальными. В 19-м веке все новое мгновенно проникало в искусство России, в 20-м веке сложилось тотально закрытое искусство, изолированное от внешнего влияния. И много достижений и веяний прошли мимо. Потом в России кинулись без разбора поклоняться всему западному. Хотя я считаю, что новаторство Запада может быть лишь привнесенным элементом в русскую традицию", — полагает Ратманский.
При этом он не считает себя ниспровергателем классических канонов.
"В искусстве должны быть каноны. Например, Мариус Петипа- это балетный Шекспир, и потому его работы востребованы, он не стал старомодным", — добавляет Ратманский.
Не все постановки хореографа воспринимаются однозначно, его экспериментальная стилистика не по вкусу поклонникам традиционной классики. Спектакль "Золушка", который нынешней осенью привез в Вашингтон Мариинский театр, вызвал в том числе и скептическую реакцию в США.
"Я поставил этот балет 10 лет назад, и он не пережил своего времени. Я бы предпочел, чтобы "Золушка" отдыхала. Но маэстро Гергиев любит дирижировать (в этом спектакле)", — заметил балетмейстер, добавив что сейчас ставит балеты "по-другому".
После переезда в Нью-Йорк каждая премьера российского хореографа проходит на-ура, будь-то "Светлый ручей" и "Симфония N9" Дмитрия Шостаковича, "Щелкунчик" или "Намуна".
"Мне не понадобилось адаптации (в США). Я давно работаю в разных странах мира. Когда впервые попал за рубеж — это была Канада — поначалу было непросто. Нас ведь учили, что в мире балета нет ничего кроме русской школы. Приходилось учиться воспринимать особенности других школ. В каждой стране свой стиль. В Нью-Йорке он близок мне, поскольку Баланчин заложил в него изначально русские традиции", — сказал Ратманский.
В мае будущего года он представит в Нью-Йорке балет "Три симфонии Шостаковича". Ратманский в очередной раз обращается к музыке российских композиторов.
"В России меня считали прозападным, на Западе — русским, в Нью-Йорке я, наконец, могу быть самим собой, и если у меня получается, меня здесь поддерживают. Жизнь в Нью-Йорке мне нравится больше, чем в Москве", — сказал хореограф.