175 лет назад состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловска, положившей начало строительству сети железных дорог.

Железные дороги России - одна из крупнейших железнодорожных сетей в мире. Эксплуатационная протяженность сети железных дорог общего пользования составляет 86 тыс км, из которых электрифицировано 43 тыс. По общей протяженности железнодорожных путей Россия занимает 2-е место, уступая только США (194,7 тыс. км). По протяженности электрифицированных дорог Россия первая в мире.
На фото: участок Московско-Курской железной дороги.
На фото: участок Московско-Курской железной дороги.
1 из 14

История железных дорог в России начинается с 1830-х годов. В 1834 году по приглашению горного ведомства в Россию прибыл австрийский инженер Франц фон Герстнер, который внёс императору Николаю I предложение о строительстве железнодорожной линии. Официальное торжественное открытие первой в России железной дороги общественного пользования Санкт-Петербург - Царское село состоялось 30 октября по старому стилю (11 ноября - по новому) 1837 года.
На фото: первый cоветский турбовоз, построенный на Коломенском тепловозостроительном заводе в 1965 году.
На фото: первый cоветский турбовоз, построенный на Коломенском тепловозостроительном заводе в 1965 году.
2 из 14

В начале XX века была построена наиболее грандиозная дорога - Транссиб, соединившая европейскую часть страны и Урал с Дальним Востоком. Ещё одна стратегическая дорога - КВЖД - была построена на территории соседнего Китая.
На фото: тепловоз ТЭ 109 мощностью 3000 лошадиных сил с электрической передачей переменно-постоянного тока Ворошиловградского (Луганского) тепловозостроительного завода.
На фото: тепловоз ТЭ 109 мощностью 3000 лошадиных сил с электрической передачей переменно-постоянного тока Ворошиловградского (Луганского) тепловозостроительного завода.
3 из 14

В 1990-е годы практически не строилось новых железных дорог, ухудшилось состояние вокзалов, пригородных поездов и поездов дальнего следования.
На фото: скоростной экспресс ЭР-200, следующий по маршруту Москва - Ленинград.
На фото: скоростной экспресс ЭР-200, следующий по маршруту Москва - Ленинград.
4 из 14

Однако уже в конце 1990-х и в начале 2000-х годов, на волне роста благосостояния населения МПС предприняло меры по повышению доходов от пассажирских перевозок: был усилен контроль за безбилетным проездом (ограждение перронов, установка турникетов), запущены пригородные поезда-экспрессы повышенной комфортности, начаты мультимодальные перевозки аэроэкспрессами в аэропорты. Затем, в В 2008 правительство РФ утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, в которой описан комплекс мероприятий по строительству и модернизации железных дорог, модернизации и введению новых стандартов подвижного состава, инфраструктуры дорог.
На фото: в салоне скоростного экспресса ЭР-200, следующий по маршруту Москва - Ленинград.
На фото: в салоне скоростного экспресса ЭР-200, следующий по маршруту Москва - Ленинград.
5 из 14

Первый в России частный туристический поезд, презентация которого состоялась на Белорусском вокзале прошла в 2007 году.
6 из 14

Этот поезд класса "люкс" получил название "Золотой Орел - Транссибирский экспресс".
На фото: купе первого в России частного туристического поезда.
На фото: купе первого в России частного туристического поезда.
7 из 14

Данный поезд обслуживает самый протяженный в мире железнодорожный маршрут "Москва – Владивосток".
На фото: в вагоне-ресторане первого в России частного туристического поезда.
На фото: в вагоне-ресторане первого в России частного туристического поезда.
8 из 14

В 2005 году была создана компания "Аэроэкспресс", которая на сегодняшний день является единым оператором по перевозке авиапассажиров московских аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево с центральных железнодорожных вокзалов Москвы. 15 февраля 2012 года компания впервые начала перевозки за пределами московского региона, открыв сообщение между аэропортом Сочи и вокзалом Адлера и городом Сочи.
На фото: аэроэкспрессы по маршруту "Сочи-Аэропорт".
На фото: аэроэкспрессы по маршруту "Сочи-Аэропорт".
9 из 14

В декабре 2009 года ОАО "РЖД" приобрели для для эксплуатации на российских скоростных железных дорогах высокоскоростной электропоезд (из семейства электропоездов Velaro производства компании Siemens AG) "Сапсан".
10 из 14

Поезда "Сапсан" способны будут работать при температуре воздуха до минус 50 градусов, максимальная конструктивная скорость поезда составляет 350 км/ч, по российским дорогам скорость поезда ограничена 250 км/ч.
11 из 14

Большую часть пути Москва - Санкт-Петербург поезд следует с максимальной скоростью 200 км/ч, и только на одном участке, между Окуловкой и Малой Вишерой, а точнее Мстинским мостом, он может увеличивать скорость до 250 км/ч.
12 из 14

Электропоезд Desiro, получивший в РФ название "Ласточка", будет произведен на ООО "Уральские локомотивы" (совместное предприятие группы "Синара" и концерна Siemens AG) в мае 2013 года. Desiro предназначены для пригородного сообщения и могут развивать скорость до 160 км/ч. Они оснащены системой пассивной безопасности пассажиров и потребляют на 30% меньше энергии по сравнению с электропоездами, которые находятся в эксплуатации в настоящее время.
13 из 14

"Ласточки" адаптированы к российским условиям, что предполагает не только устойчивость к температуре воздуха ниже минус 40 градусов, но и адаптацию кузова вагона и тележек для колеи шириной 1520 мм. "Ласточки" могут эффективно использоваться на маршрутах от 50 до 400 километров.
14 из 14
