МОСКВА, 9 ноя — РИА Новости. Седьмой Римский международный кинофестиваль начинает свою работу в пятницу вечером.
Худруком форума с этого года стал Марко Мюллер, возглавлявший до этого Венецианский кинофестиваль. Мюллер перенес сроки проведения фестиваля, придумал сразу несколько программ, призванных показать не только текущее состояние, но и движение современного кинематографа, и дополнил фестиваль бизнес-площадкой. Известно, что новый худрук Рима интересуется российским кино, что, возможно, и повлияло на то, что картины с российским участием есть во всех программах седьмого Римского кинофестиваля, который и открывается, кстати, лентой Бахтияра Худойназарова "В ожидании моря".
Не хуже "Аватара"
Бахтияр Худойназаров известен по картинам "Кош-ба-кош" и "Лунный папа".
"В ожидании моря" — это продолжение задуманной некогда трилогии про Евразию, — рассказал РИА Новости в преддверии мировой премьеры своего фильма режиссер. — Я не люблю слова Центральная Азия, поэтому называю Евразией. Первым фильмом трилогии как раз был "Лунный папа", потом появился еще сценарий "Живая рыба" и "В ожидании моря". Вот "Лунного папу" мы сделали в 1999 году. Сейчас, слава богу, сделали "В ожидании моря".
По его словам, "это фильм о том, как ушло море, и как люди пытаются как-то жить без него, как они к этому привыкают. Но существует некий капитан, который приходит и говорит: "Я хочу его вернуть. Я его верну". Все ему говорят: "Ты с ума сошел, ты сумасшедший!" А он говорит, что будет толкать свой корабль, который нашел, и пока корабль идет, придет вода, придет море. Метафора фильма — 21-я глава Апокалипсиса, где сказано: "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет".
Режиссер считает, что новый фильм вернет зрителя к романтизму, которого почти нет в современных произведениях.
"Наша картина снята как реалистичная, но она снята совершенно романтическим запалом. Там существует ощущение жизни. Как без этого жить? Как можно править страной, компанией, делать реформы, если нет романтики? Если есть только рутина?" — говорит Худойназаров.
Главную роль в фильме исполнил российский актер Егор Бероев. Помимо него в картине снялись актриса и топ-модель Анастасия Микульчина и немецкий режиссер и актер Детлев Бук (Detlev Buck).
"У меня всегда сочетание профессиональных и непрофессиональных актеров, потому что, как ни странно, непрофессиональные актеры помогают профессионалам уйти от штампов и где-то найти в себе то, что называется простым человеческим существованием. Знаете, так бывает, когда актеры работают с животными или с ребенком, они тут же становятся непосредственными. Актеров я искал долго. Егор Бероев, например, проявил себя на съемках просто героически. Это были самые сложные съемки в моей жизни. Думаю, и в его тоже. Но мы выдержали. В горной пустыне, в горных степях. Это Каспий, это старые земли. Это бывший порт Шевченко. Это когда-то окраина Российской империи, теперь это Казахстан, Актау. Замечательные люди, атмосфера и очень суровая природа. И мы попытались понять, как эта природа действует на людей, на их душу, что-то из этого для себя решить, вытянуть и показать в картине. В фильме это получилось потрясающе красиво и романтично", — подчеркнул режиссер.
Съемки картина длились полтора года. Картина стала копродукцией России, Германии, Бельгии, Франции, Казахстана и Украины. Несмотря на то, что в создании фильма приняло участие шесть стран, картина снималась исключительно на русском языке.
Копродукцию режиссер рассматривает как один из механизмов, который обеспечит успешную дистрибуцию фильма по всему миру.
"Меня учили, что картина должна быть для зрителей. Я не делаю ее для себя. Если я снимаю, я должен знать, что хотя бы 15-16 стран готовы будут его взять. Копродукция — это один из инструментов, когда я уверен, что этот фильм пойдет дальше. Если 16, будет 40, 80 и так далее. Только такая позиция может позволить нам показывать наше кино везде. И показывать на законодательном уровне. Есть квоты в разных странах, если вложился продюсер или страна, они будут это показывать", — считает режиссер.
Поддержку в продвижении фильма "В ожидании моря" на Римском кинофестивале и в международном прокате оказывает компания "Роскино". Мировые права на продажу принадлежат одной из крупнейших европейских сейлс-компаний Match Factory. Как рассказал режиссер, у фильма уже есть потенциальные покупатели. Что, впрочем, неудивительно, так как по словам режиссера, в фильме представлен "затягивающий, сумасшедший мир".
"Это будет не хуже, чем "Аватар"! Я вам обещаю", — заключил Худойназаров.
Марийский декамерон" и "Танец Дели"
В основном конкурсе Римского кинофестиваля примут участие 15 картин, в числе которых российская лента "Небесные жены луговых мари" Алексея Федорченко и "Вечное возвращение" Киры Муратовой, представляющий Украину.
"Небесные жены луговых мари" написаны Денисом Осокиным, работавшим с Федорченко над "Овсянками". Новый фильм состоит из 22 новелл, действие в которых проходит в разные времена года. В числе исполнительниц главных ролей — Юлия Ауг, Яна Троянова, Яна Сексте, Дарья Екамасова, Полина Ауг, Яна Есипович. Федорченко называет свою картину "марийским декамероном". Съемки картины проходили в республике Марий Эл и в марийских деревнях на юге Свердловской области.
Фильм Муратовой рассказывает историю бывших однокурсников — мужчины и женщины. Они не встречались много лет, жили в разных городах. Случайно оказавшись в командировке в том городе, где живет его однокурсница, мужчина приходит к ней за советом: что делать, если он любит двух женщин? В картине одна и та же сцена будет исполняться разными парами актеров, в числе которых Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Олег Табаков, Алла Демидова, Наталья Бузько и Виталий Линецкий.
Среди конкурсных фильмов внимание также привлекают американская картина "Умопомрачительные фантазии Чарли Свона III" (A glimpse inside the mind of Charles Swan III) Романа Копполы, китайская лента "Назад в 1942" (1942 / Back to 1942) Фэя Сяоган, японский "Урок зла" (Lesson of the evil) Такаши Миике и другие. Одна из конкурсных лент еще не объявлена. Не исключено, что ею станет новая картина Квентина Тарантино "Джанго освобожденный" (Django Unchained).
Жюри основного конкурса возглавит молодой американский режиссер и сценарист Джефф Николс (Jeff Nichols). Также в состав жюри вошел российский режиссер, сценарист и продюсер Тимур Бекмамбетов.
Без российского представительства не обошлась и другая конкурсная программа "Кино XXI" (Cinema XXI), одним из участников которой станет фильм Ивана Вырыпаева "Танец Дели".
Это экранизация пьесы, написанной самим Вырыпаевым. Фильм состоит и семи короткометражных картин, связанных местом действия и историей танцовщицы, которая придумала танец Дели. В фильме сыграли Ксения Кутепова, Игорь Гордин, Алина Маракулина, Каролина Грушка, Инна Сухарецкая. Бюджет картины составил чуть больше 400 тысяч долларов.
Продвижением работ Вырыпаева и Федорченко на Римском кинофестивале займется российский Фонд кино.
"Кино XXI" (Cinema XXI) ориентирована на новые тенденции современного кинематографа. Откроется секция альманахом "Исторический центр" (Centro Historico) режиссеров Аки Каурисмяки (Aki Kaurismaki), Педро Коста (Pedro Costa), Виктора Эрисе (Victor Erice) и Мануэля де Оливейры (Manoel de Oliveira). Лента посвящена португальскому городу Гимарайнш, избранному культурной столицей Европы 2012 года. Жюри этой программы возглавит художник Дуглас Гордон (Douglas Gordon).
В программе — "Итальянские перспективы" (Prospettive Italia) примет участие российско-итальянская комедия "Итальянские сюжеты" (Italian movies) Матео Пеллегрини (Matteo Pellegrini), главную роль в котором исполнил актер Алексей Гуськов. Возглавит жюри этого конкурса сценарист и режиссер Франческо Бруни (Francesco Bruni).
Седьмой Римский кинофестиваль пройдет с 9 по 17 ноября в киноконцертном комплексе "Аудиториум" (Auditorium) и на других площадках итальянской столицы.