Чтобы воспитать в детях привычку экономить тепло, свет и воду, нужно проводить с ними занятия и конкурсы, которые помогли бы им применить на практике полученные знания, считают эксперты. Международный конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» проходит в России с 2005 года. Об опыте проведения этого состязания и о том, какие проекты создают российские школьники, корреспонденту РИА Новости рассказала российский координатор международного «Школьного проекта о рациональном использовании энергии и ресурсов» Spare Ольга Сенова.
- Ольга Николаевна, международный конкурс на лучший школьный проект, посвященный окружающей среде, энергии и климату, проходит в России уже седьмой год. Кто в нем участвует?
— Конкурс проходит в несколько этапов. Начальный этап проходит в каждом из семи федеральных округов, а также в нескольких регионах Северо-Запада, которые дольше всего участвуют в конкурсе и входят в него отдельно от своих федеральных округов.
Мы предлагаем школам, которые хотят принять участие в конкурсе, зарегистрироваться через интернет в международной сети SPARE. После этого школы становятся участниками сети, получают специальный сертификат, который могут повесить его на стенку. Помимо возможности участвовать в конкурсе, школы получают доступ к методическим материалам на нашем сайте.
К примеру, в таких крупных городах, как Екатеринбург или Владивосток, в конкурсе участвуют несколько десятков школ, более сотни детей.
Лучшие 52 работы, отобранные на региональном этапе конкурса, попадают на этап национальный. Дальше мы определяем 16 победителей в 4 номинациях.
- Встречались ли вам среди работ, присланных школьниками на конкурс, проекты, достойные внедрения?
— Да, такие проекты были. Естественно, школьники выполняли их с помощью хороших руководителей. В качестве примера я могу назвать удачные работы по модернизации теплового учета и регулирования в школе, по замене освещения с расчетом окупаемости…
Конечно, дети должны понимать, что не нужно учиться как со свечкой в пещере, освещенность на рабочем месте должна быть нормальной. Нужно обеспечить баланс между необходимым уровнем комфорта и максимальной энергоэффективностью. Для расчета освещения в классе мы создали свою методику.
Многие дети придумывают, как сберечь энергию в своих домах и квартирах. Все это они делают с большим интересом.
У нас в Ленинградской области есть поселок, где нет своего электроснабжения, этот поселок получает энергию от дизельной станции. А на соседней речке, на отводном канале, стоят остатки разрушенной ГЭС. Местные школьники, участвующие в конкурсе, нашли специалистов, с помощью которых создали проект малой ГЭС для своего поселка. Это была замечательная работа!
- Может ли конкурс «Энергия и среда обитания» приобрести официальный статус и стать массовым, охватить все российские школы? Что для этого нужно сделать?
— Специалисты из Министерства образования и науки и Департамента образования г. Москвы порекомендовали нашему конкурсу пройти процедуру лицензирования. Конечно, это нужно сделать. От общественных организаций всегда исходят замечательные инициативы, мы, как пионеры, идем впереди. И вот приходит момент, когда ситуация созревает на государственном уровне, и наступает пора признания официального статуса.
Перед нами сейчас стоит выбор: либо SPARE в России останется независимым общественным проектом, либо мы встроимся в официальную систему.
- Проект SPARE работает в России уже более 15 лет, его представительства есть во всех федеральных округах. Чем еще, кроме организации конкурса, занимаются эксперты проекта?
— Мы разрабатываем и распространяем свои учебники, игры и программы по энергосбережению для школьников и учителей. Большое значение в них отводится экспериментам и практической работе.
Образовательной базой нашего проекта стали методическое пособие для средней школы «Энергия и окружающая среда», учебное пособие и программа для начальной школы «Я и энергия», прошедшее недавно апробацию в школах четырех стран, «Комплект практических уроков и экспериментов» для учащихся начальной и средней школы.
Кроме того мы разработали массу дополнительных материалов — от простых паззлов до игр типа «Монополии» на тему энергосбережения с экономической составляющей. Методические материалы Spare получили уже около 1800 учителей из 650 школ России.
Как научить школьников беречь энергию? Одних слов мало, нужна практика >>
Учителя проводят для своих учеников уроки энергосбережения, интегрированные в школьные предметы — соответствующие темы есть в школьном курсе физики, химии и ОБЖ. Занятия по энергосбережению для школьников также могут проходить в форме факультатива или кружка.
Для учителей мы подготовили методические рекомендации и программу тренинга. И у нас есть сайт, где представлены все наши ресурсы. Мы надеемся, что участие педагогов и школьников в нашем проекте поможет им использовать все резервы для экономии энергии в школе и дома.